НОВО-ОГАРЕВО, 20 янв — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин во вторник провел заседание Военно-промышленной комиссии и определил главные принципы развития вооруженных сил и ОПК — упор будет сделан на высокие технологии, но с учетом реалий в экономике и оборонительного характера новой военной доктрины.
Глава государства проводил заседание под впечатлением от новейших отечественных военных разработок — роботов-аватаров, которые напомнили ему фантастические фильмы.
В 2008 году в России началась крупномасштабная военная реформа, ключевым пунктом которой стала программа перевооружения. В 2010 году было принято решение выделить на перевооружение до 2020 года 20 триллионов рублей, чтобы довести долю новой техники до 70%. Позднее была принята еще одна программа до 2025 года. После того как в 2014 году США и ЕС ввели санкции в отношении ряда крупнейших российских оборонных предприятий, оборонно-промышленная кооперация с Украиной оказалась заморожена, Россия взяла курс на импортозамещение в оборонной сфере.
Равнение на экономику
Обсуждение новой госпрограммы вооружений до 2025 года проходит на фоне спада российской экономики, в основном из-за снижения мировых цен на нефть, что вынудило власти заняться оптимизацией бюджетных расходов. О важности макроэкономических показателей напомнил и президент.
"Наши планы (по обороне) должны быть реалистичными, как и прежде, в полной мере учитывать финансово-экономические возможности государства и, безусловно, в соответствии с теми обстоятельствами, в которых мы сегодня находимся, в которых находится наша мировая экономика", — сказал глава государства.
Характер новой доктрины по-прежнему оборонительный, Россия намерена использовать военную силу, только если исчерпаны дипломатические меры.
После заседания вице-премьер Дмитрий Рогозин пояснил, что затраты государства на программу вооружений пока не сокращаются, хотя, возможно, некоторые сроки выполнения заказов будут сдвинуты из-за необходимости импортозамещения. В частности, это касается продукции, которая ранее поставлялась с Украины и из стран НАТО.
Такой сдвиг, по его словам, будет учтен при формировании бюджета.
Без гонки, но с вооружением
Путин вновь заявил, что Россия продолжит укреплять свои вооруженные силы, но не намерена втягиваться в гонку вооружений. Главной задачей вооруженных сил, по его словам, должна быть готовность "нейтрализовать риски и политические угрозы, потенциальные угрозы безопасности нашей страны".
"Мы можем и должны ответить на этот вызов, причем не втягиваясь в дорогостоящую гонку вооружений", — заявил президент, отметив, что "упор должен быть сделан на высокие технологии".
В авангарде этих работ будет стоять Фонд перспективных исследований (ФПИ), финансирование которого, по словам Путина, должно вырасти в 2015 году.
Фонд, созданный в 2012 году в качестве аналога американского агентства DARPA при Пентагоне, призван стать "технологическим лифтом" для инноваций в области новейшего оружия и военной техники.
Ранее сообщалось, что на 2015 и 2016 годы заложено финансирование ФПИ по 4,5 миллиарда рублей — на 1,2 миллиарда больше, чем в 2014-м. В 2018 году, как отмечал минувшей осенью глава ФПИ Андрей Григорьев, должно состояться "значительное увеличение" финансирования.
С некоторыми разработками Фонда президент ознакомился перед заседанием комиссии. В частности, Путину показали в действии боевого робота-аватара: человекообразная машина пятью выстрелами из пистолета, которым специальный сотрудник управлял с помощью руки-манипулятора, поразила мишень и сделала круг на квадроцикле по автодрому.
Новая система сдерживания
Президент международного Центра геополитического анализа Леонид Ивашов отмечает, что главной целью нового курса в оборонной политике станет сдерживание потенциального противника путем разрушения его системы интеллектуального оружия. Для этого, по его мнению, нужно консолидировать интеллектуальные ресурсы страны, совершить "технологический рывок" и перейти на новое поколение вооружений.
В свою очередь президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что в условиях, когда другие страны фактически ведут гонку вооружений, уклониться от нее России не удастся. Однако, полагает он, России не обязательно создавать такое же оружие, как и потенциальные противники ("симметричное"), но необходимо давать "адекватный военно-технический ответ".
"По стоимости может быть очень дешевым, но адекватным. Для этого должен быть создан мощный научный потенциал, превосходящий потенциал стран, создающих угрозы", — сказал Сивков.
Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко также считает, что Россия должна дать асимметричный ответ.
"Для нас это не первый случай отказа от прямой конкуренции: в середине 1980-х мы уже отказались втягиваться в гонку космических вооружений, которую хотел инициировать Рейган. Вместо этого мы сконцентрировались на создании собственного противоспутникового оружия. Такая тактика наиболее подходит при сравнительно небольших военных бюджетах и остается актуальной в нынешнее время", — заключил Фененко.
Суммарные военные расходы стран НАТО в 2013 году составили 1 триллион долларов (почти 600 миллиардов из них приходятся на США), российский военный бюджет — 68 миллиардов долларов с запланированным ростом до 98 миллиардов к 2016 году.