МОСКВА, 20 янв — РИА Новости. Директор Института востоковедения РАН, модератор предстоящих межсирийских консультаций в Москве Виталий Наумкин, считает, что успехом мероприятия будет сам факт встречи конфликтующих сторон, и надеется, что делегаты будут вести переговоры по существу и воздержатся от "войны деклараций".
На следующей неделе в Москве должны пройти переговоры представителей сирийского правительства и оппозиции, первые с февраля 2014 года, когда завершился второй раунд женевского мирного процесса. Тогда сторонам не удалось достичь конкретных договоренностей в урегулировании конфликта, продолжающегося с 2011 года и унесшего жизни, по данным ООН, более 200 тысяч человек.
Выход из тупика сирийского кризиса
На пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" Наумкин рассказал подробности подготовки встречи. Так, он напомнил контекст предстоящих консультаций, объяснив, зачем возникла необходимость в проведении подобного мероприятия. По его словам, сирийский кризис оказался в тупике, что в частности показали переговоры в Женеве в начале прошлого года. Наумкин отметил, что сегодня "есть общий консенсус, что единственным выходом из кризиса является национальное примирение". Это предопределило формат встречи.
"Поэтому Россия выступила с инициативой по проведению межсирийской встречи в Москве. Я хочу подчеркнуть, что эта встреча является чисто межсирийской. Там не будет международного участия и официального российского участия. Правительство РФ не участвует, оно предоставляет только площадку и модератора, который представляет не правительство, а гражданское общество. Это не какие-то международные переговоры, этим встреча отличается от женевского процесса", — заявил он.
При этом он поспешил заверить, что московская встреча ни в кое случае не подменяет женевский мирный процесс. "Эта встреча не является подменой Женевы, это не альтернатива Женеве, но если она приблизит Женеву-3, то слава богу",- заявил он.
Также он добавил, что возможно участие спецпредставителя генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры или его заместителя, если кто-либо из них решит приехать в Москву.
Встреча "сирийских патриотов"
Наумкин заявил, что организаторы встречи рассылали индивидуальные приглашения. По его словам, это было сделано для того, чтобы избежать конкуренции за лидерство среди разрозненных оппозиционных групп. При этом он, напомнив, что правительство согласилось принять участие в консультациях, отказался назвать остальных участников встречи. Модератор назвал только ожидаемое число участников: "Первоначально было послано где-то три десятка приглашений. Но могу сказать, что на сегодняшний день участников уже будет больше".
"Первоначально был расчет на то, что числа 15-го будет ясно, кто едет, кто не едет. Но до сих пор среди самих участников коалиционных групп идет дискуссия об этом. Я думаю, что окончательно будет известно, когда закончится совещание (представителей оппозиции) в Каире. Поэтому я не хотел бы озвучивать точно, потому что тот, кто согласился, может не приехать, и наоборот", — заявил Наумкин, сообщив журналистам только одну деталь — на встречу приглашены представители курдов и движения "Братья мусульмане".
Одна из главных интриг последних дней подготовки встречи — будет ли на ней присутствовать делегат от Сирийской Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС), одной из крупнейших оппозиционных группировок. Поступают противоречивые сообщения об участии этой организации по встрече в Москве. Наумкин выразил надежду, что НКОРС не станет бойкотировать московскую встречу и подчеркнул, что любой сирийский патриот должен рассматривать предстоящее мероприятие как возможность вывести страну из кризиса.
"Встреча должна объединить всех патриотов, которые есть во всех лагерях. Нет сомнений, что патриоты думают о том, чтобы попытаться воспользоваться малейшим шансом, чтобы остановить кровопролитие, чтобы остановить натиск террористов, чтобы провести диалог о том, что делать дальше", — подчеркнул Наумкин.
Без журналистов и "войны деклараций"
Наумкин напомнил, что межсирийские консультации будут проходить в два этапа: первый этап — 26-27 января, второй — 28-29 января. На первом этапе пройдет встреча оппозиции в особняке МИД РФ на Спиридоновке, на которой они, предположил Наумкин, обсудят стратегию переговоров и повестку дня. По его мнению, эти консультации потребуются оппозиции, поскольку она не является единой сплоченной силой и между отдельными группами есть противоречия.
В последующие два дня к уже приехавшим оппозиционерам присоединится делегация Дамаска. Наумкин подчеркнул, что пока не известно, кто возглавит и кто войдет в делегацию.
"Продолжится эта встреча уже совсем в другом формате. Встреча эта будет закрыта для журналистов. Журналистов не будет, поэтому можете спать спокойно. Обе части, все будет закрыто. 26-29-го не приходите на Спиридоновку, вас не пустят", — заявил Наумкин, порекомендовав журналистам поджидать делегатов в гостиницах или на улицах Москвы.
Он пояснил, что иначе все превратится в "войну деклараций", чего стремятся избежать организаторы встречи.
"Войну деклараций", как угрозу переговорам, Наумкин упомянул, когда говорил о численности участников переговоров.
"Раздувать до бесконечности число участников нельзя — рот не дадут открыть. Задумка в том, чтобы каждый мог что-то сказать. Если встреча превратится в войну деклараций — это будет провал", — заявил Наумкин.
Термин "война деклараций" нередко использовался экспертами в контексте женевских переговоров по урегулированию конфликта в Сирии. Безрезультатное окончание второго раунда женевского процесса в феврале прошлого года часть экспертов объясняла тем, что из-за чрезмерного внимания мировых СМИ к переговорам делегаты предпочитали делать эффектные заявления для прессы, а не вести конструктивные переговоры.
По словам Наумкина, у московской встречи другая цель.
"Речь идет о том, чтобы познакомиться с мнением друг друга и может быть найти какой-то компромисс или хотя бы общий интерес — где можно договаривать, а где нельзя, что нужно оставить на потом", — заявил модератор переговоров.
При этом он предостерег от завышенных ожиданий от встречи, заявив, что успехом будет сам факт переговоров.
"Если люди, которые не принимают друг друга, не хотят говорить, сядут за стол переговоры и готовы говорить — это первая часть успеха. Вторая — если этот процесс получит продолжение, если согласятся продолжать такие же консультации. Это минимум, который можно считать успехом. О максимуме не будем говорить",- заявил он.
Наумкин также заявил, что не ожидает подписания каких-то документов по итогам переговоров, а если это произойдет, то это будет несомненным прорывом.
"Если сирийцы решат подписать документ — я буду им просто аплодировать, я буду считать, что это гениальные люди, которые смогли преступить через свои приверженности и идеологические постулаты", — отметил он.