МОСКВА, 17 янв — Р-Спорт, Сергей Смышляев. Безоговорочным триумфом российской команды "КАМАЗ-мастер" завершилось очередное легендарное ралли-рейд "Дакар" в классе грузовиков, победу в котором одержал экипаж Айрата Мардеева.
"Дакар-2015" завершился в субботу в Аргентине, а экипажи российской команды заняли весь подиум в классе грузовиков. Мардеев стал первым, вторым финишировал Эдуард Николаев, на третьей строчке расположился прошлогодний чемпион Андрей Каргинов, а экипаж технички Дмитрия Сотникова замкнул первую пятерку. Таким образом, для "КАМАЗ-мастер" эта победа стала 13-й на "Дакаре" в истории команды.
Когда главное — команда
Практически с самого начала "Дакара"-2015 российские экипажи дали понять, что именно они будут разыгрывать титул. Один из главных конкурентов российских экипажей голландец Жерар де Рой из Iveco к середине ралли-рейда из борьбы за чемпионство выбыл, а причиной тому стала целая серия проблем с механикой. И единственным, кто мог составить конкуренцию пилотам "КАМАЗ-мастер", был чешский гонщик Алеш Лопрайс на своем MAN, но ему пришлось довольствоваться лишь итоговым четвертым местом.
И если первый этап стал для россиян не слишком удачным, то затем победы начали приходить одна за другой. Борьба за лидерство в общем зачете развернулась между Николаевым и Мардеевым, а переломным моментом можно считать 7-й этап "Дакара". Участок от чилийского города Икике до пустыни Атакама Николаев провел неудачно, финишировав за пределами первой десятки, что вывело Мардеева в лидеры, и эту позицию он не упустил вплоть до самого финиша.
В тот момент и сами пилоты "КАМАЗ-мастер" понимали, что главное — удержать за собой весь подиум, а внутрикомандная борьба должна отойти на второй план. "Тактика сейчас — довести результат, у нас первое, второе и третье места. Между собой бороться нет смысла. Можно сделать только хуже. Будем ехать аккуратно, чуть-чуть с запасом", — заявил Каргинов после 10-го этапа.
"Я не делал расстановку между пилотами по местам — кто первый, кто второй, третий, — заявил тогда руководитель команды Владимир Чагин. — В нашей команде такой практики не было никогда. Доверяю пилотам, доверяю штурманам, что они понимают ответственность и довезут достигнутые позиции до финиша".
Не без проблем
Хотя и россиянам проблем с техникой избежать не удалось, но к счастью они не повлияли на результаты экипажей. Всерьез беспокоиться можно было на 10-м этапе, когда из-за серьезной высоты почти у всех экипажей возникла проблема с возможным перегревом двигателя, но в итоге все обошлось.
"Естественно, эта ситуация держала в напряжении всю команду, темп гонки существенно снизился, ведь двигаться приходилось в щадящем режиме, постоянно отслеживая температуру масла в моторе, но, к счастью, она в какой-то момент перестала расти, и все завершилось благополучным финишем", — сказал Каргинов. Сам Каргинов еще и был лишен победы на 4-м этапе, получив штраф за превышение лимита скорости на одном из участков.
Технические проблемы помешали еще одному российскому пилоту — Сергею Карякину — бороться за высокие позиции в классе квадроциклов. Финишировавший в прошлом году на седьмом месте общего зачета пилот на "Дакаре"-2015 повторить свой успех не смог. Карякин, у которого еще до старта ралли-рейда были украдены все документы, и в самой гонке почти сразу столкнулся с проблемами и сошел, не дотянув даже до середины марафона.
Признание и уверенный взгляд в будущее
Возвращаясь к классу грузовиков можно отметить, что самым первым признанием стало объявление победы "КАМАЗ-Мастер" на официальном сайте соревнований. "Айрат Мардеев из непобедимой армады "КАМАЗ" добился своей первой победы на "Дакаре" с двумя триумфами на этапах и потрясающе ровным проходом дистанции, на протяжении которой он был среди лидеров каждого этапа. Эдуард Николаев и Андрей Каргинов закрывают стопроцентно российский подиум", — говорится в заявлении организаторов.
Говоря о заслугах российских пилотов можно с уверенностью утверждать, что такие успехи становятся закономерными не только благодаря спортсменам, но и благодаря тем, кто спонсирует российскую команду. С 2005 года генеральным спонсором "КАМАЗ-Мастер" выступает банк ВТБ, начавший сотрудничество с командой в ключевой момент — он поддержал строительство научно-технического центра в Набережных Челнах. И к счастью, как заверил Чагин, "в большинстве партнеры "КАМАЗ-Мастер", в том числе банк ВТБ, уже подтвердили сотрудничество в следующем году".
Грустная нота "Дакара"
К сожалению, "Дакар"-2015 принес болельщикам не только положительные эмоции, но и горечь потерь. На 3-м этапе ралли-рейда погиб польский мотогонщик Михал Херник из команды KTM. Трагедия произошла в ходе этапа, маршрут которого пролегал между населенными пунктами Сан-Хуан и Чилесито. По ходу гонки команда Херника потеряла сигнал и сообщила, что он не завершил контрольный участок, после чего было принято решение начать поиски. 39-летний спортсмен был обнаружен с вертолета на расстоянии 300 метров от дороги. Никаких следов аварии найдено не было, а причинами смерти стали обезвоживание и перегрев. Херник впервые участвовал в "Дакаре".
Успех Васильева
Переходя к другим категориям, стоит отметить выступление российского пилота Владимира Васильева, финишировавшего на своем Mini пятым в общем зачете класса легковых автомобилей. Победу в этом классе одержал его партнер по команде, известнейший раллийный гонщик из Катара Нассер Аль-Аттия, оформивший свой второй титул победителя главного мирового ралли-рейда. Таким образом, он стал седьмым гонщиком в истории, выигравшим ралли "Дакар" больше одного раза в классе автомобилей. К слову, все прекрасно помнят, что Аль-Аттия является также и бронзовым медалистом Олимпийских игр в Лондоне в стендовой стрельбе в ските.
А вот прошлогодний чемпион испанец Нани Рома не смог завершить "Дакар"-2015 из-за серьезной аварии. Машина гонщика попала в аварию на 193-м километре десятого этапа, перевернувшись несколько раз. Пилот и штурман француз Мишель Перин не пострадали, в отличие от их автомобиля, и были эвакуированы на вертолете. А вот его соотечественнику Марку Коме повезло больше — испанец в пятый раз стал победителем "Дакара" в категории мотоциклов. Поляк Рафал Соник в свою очередь одержал победу в категории квадроциклов.