МОСКВА, 16 янв — РИА Новости. Россия не сможет добиться улучшения структуры своей экономики без серьезной поддержки вузов — их финансирование со стороны государства необходимо увеличивать, одновременно укрепляя финансовое положение вузов за счет модернизации образовательных кредитов и развития онлайн-курсов для студентов, считают эксперты.
Перспективы развития высшего образования эксперты обсуждали в рамках Гайдаровского форума. Минобрнауки пока никаких решений по поддержке вузов в условиях кризиса предложить не смогло.
Сколько Россия тратит на ВУЗы
Госфинансирование вузов и послевузовского образования в 2014 году составило 537 миллиардов рублей, или 0,7% ВВП РФ. В то же время у подавляющего большинства стран-конкурентов доля этих расходов находится на уровне 1,2-1,5% ВВП, рассказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Правительство РФ в конце 2014 года приняло решение о сокращении на 10% бюджетных лимитов для министерств, а в Минобрнауки объявили, что госфинансирование вузов при этом сократится на 26 миллиардов рублей по сравнению с первоначально заложенной в бюджет-2015 суммой.
Тратить на образование, а не армию
Расходовать бюджетные средства сейчас необходимо на поддержку отраслей, которые способны дать толчок развитию экономики России, и подготовку кадров для этих отраслей, а вот часть расходов на перевооружение армии можно перенести на более поздний срок, считает экс-министр финансов, декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Кудрин.
"Силовые структуры только в этом году увеличат свой бюджет на 600 миллиардов рублей, а за ближайшие три года — практически на 1 триллион рублей. В 2011 году я сказал, что если такая программа (перевооружения армии) будет осуществляться, то все остальные программы развития, в том числе образования и здравоохранения, будут стагнировать, с чем мы вряд ли сможем справиться, потому что когда-то цены на нефть пойдут вниз", — сказал Кудрин.
По его мнению, увеличение сроков реализации программы перевооружения с 10 до 15 лет не нанесет никакого ущерба обороноспособности страны. "Выполнение этой программы в течение 15 лет, а не 10 было бы более реалистично и обосновано и для силовиков, и для сохранения и поддержки тех отраслей, которые станут основанием будущей экономики", — считает Кудрин.
Новые образовательные кредиты
Сократить финансирование вузов со стороны государства, по мнению ректора ВШЭ Кузьминова, можно только расширив платный сектор образования и существенно модифицировав образовательные кредиты. Они должны предоставляться на срок 30 лет, иметь возможность погашения государством и работодателем и не иметь никаких порогов качества. К таким кредитам смогли бы прибегнуть не только единичные студенты ведущих вузов, а широкие слои абитуриентов.
"Такой кредит подкрепил бы платежеспособный спрос у тех людей, которые в школе учились между тройкой и четверкой", — сказал Кузьминов.
Снизить стоимость содержания вузов можно, по мнению ректора, и за счет распространения практики онлайн-курсов лекций, созданных в ведущих вузах, которые можно будет прослушать через интернет.
Кого учить за госсчет?
Снижать доступность высшего образования, сокращая число бюджетных мест, в нынешних условиях не нужно, считает Кузьминов, несмотря на то, что сейчас в вузы идет более половины выпускников российских школ и поступить в тот или иной вуз может практически любой желающий, хотя на рынке труда более востребованы представители рабочих профессий.
"Напрашивающаяся попытка ограничить охват высшего образования, заместить его техникумами и подготовкой рабочих социально опасна. Она натолкнется на неприятие со стороны 80-90% семей. Поэтому и в кризисной ситуации фактически всеобщую доступность высшего образования надо сохранить", — сказал ректор ВШЭ.
С ним не согласен председатель совета директоров компании "Каскол", сопредседатель движения "Деловая Россия" Сергей Недорослев, считающий, что государству не следует оплачивать обучение такого количества людей, которые никогда не будут работать по специальности.
"Он просто хочет получить диплом вуза, а потом пойдет работать в торговлю. Зачем я, как налогоплательщик, должен оплачивать ему этот диплом?" — недоумевает он.
По мнению Недорослева, необходимо создать при Минобрнауки совет потребителей, куда войдут представители ведущих компаний страны, чтобы определять контрольные цифры приема в вузы на бюджетные места по различным специальностям на основе запросов бизнеса.
Регулировать рынок труда путем перераспределения бюджетных мест в вузах не удастся, считает Кузьминов.
"Это плохая стратегия. Увеличивая в три раза госзаказ на инженеров, педагогов, врачей, в надежде, что кто-то из них потом останется работать по специальности и мы закроем потребности экономики, мы просто потратим в три раза больше средств", — сказал он.
По мнению Мау, ничто не заставит этих студентов применять на практике полученную профессию, если она низко оплачивается и не имеет перспектив карьерного роста. "От такого рода модели нам нужно срочно отходить и гораздо лучше ориентироваться на спрос населения, предлагая ему определенные стимулы — повышенные стипендии, например, для тех, кто учится по приоритетным специальностям, или что-то еще", — считает Кузьминов.
В свою очередь замглавы Минобрнауки Александр Климов заявил, что проблем с доступностью высшего образования в России сейчас нет и экономическая ситуация в стране на этот аспект не повлияет. "Вне зависимости от кризиса, понимая, что есть среднесрочные и долгосрочные задачи, скажем, реструктуризация промышленности, экономики, создание национально-технологической платформы, мы должны обсуждать вопрос не доступности, а качества высшего образования", — сказал замминистра.
Дополнительную поддержку вузам он не пообещал, отметив лишь, что в последнее время их руководство получило больше самостоятельности в решении вопросов, касающихся развития.