ДОНЕЦК, 16 янв — РИА Новости. Штаб ополчения самопровозглашенной Донецкой народной республики официально объявил о взятии аэропорта Донецка под свой контроль, но на самом деле бои за него еще продолжаются. Давно утратив стратегическое значение, аэропорт превратился в важный для обеих сторон символ.
Война флагов и символов
Штаб ополчения ДНР официально объявил о взятии основных строений донецкого аэропорта имени Сергея Прокофьева под свой контроль. "В новом терминале еще остаются украинские военные, но в ближайшее время силовики покинут терминал и уйдут коридором, который им предоставили ополченцы", — заявила пресс-служба штаба.
Кроме того, танки ДНР разрушили диспетчерскую вышку, на которой часто прятались снайперы и корректировщики силовиков. По иронии судьбы, коллаж с этой вышкой вышел на обложке январского номера одного из популярных украинских журналов — башня фигурировала там в качестве среднего пальца известного неприличного жеста, намекающего на жест "терминатора" Шварценеггера и обращенного, видимо, к ополченцам. С большим удовольствием на своей странице в Facebook обложку перепечатал депутат Верховной рады и один из лидеров "Правого сектора" Борислав Береза, вызвав восторг "френдов". И вот вышки больше нет.
После этого ничто не мешало отряду "Спарта" под командованием одиозного Моторолы войти в новый терминал. На нем появились флаги ДНР и Новороссии. В пятницу лидер ДНР Александр Захарченко продемонстрировал журналистам сорванный с терминала флаг Украины и пригласил "главнокомандующего Порошенко" приехать его забрать.
Как аэропорт стал крепостью
Бои за аэропорт продолжаются уже восемь месяцев. В апреле-мае, когда ДНР только создавалась и ополченцы брали стратегические объекты и города под свой контроль, туда высадился десант украинских спецназовцев и силовиков. Судя по всему, силовики намеревались использовать аэропорт как свою базу, как плацдарм для подвоза подкреплений, а возможно, и как аэродром для своих бомбардировщиков.
Однако тогда у ополчения еще не было сил для его штурма. При этом воздушная гавань продолжала принимать и пассажирские рейсы, в том числе из Москвы.
Утром 26 мая, на следующий день после выборов президента Украины, в новый терминал приехали бойцы батальона "Восток" под командованием Александра Ходаковского (ныне — секретарь Совбеза ДНР). Они объявили о взятии аэропорта под свой контроль, ссылаясь на якобы имеющиеся договоренности с силовиками.
Но силовики и не думали сдаваться. В аэропорту с вертолетов высадился украинский спецназ, а само здание терминала, к ужасу горожан, подверглось атаке самолетов. Ополченцы из аэропорта отступили, потеряв больше 50 бойцов — это был и остается самым кровопролитным для ополченцев боем. Спустя несколько месяцев Ходаковский признал, что большинство ополченцев погибло, попав под огонь собственного подкрепления — в хаосе они приняли машины с ранеными "востоковцами" за машины "Правого сектора".
Пассажирские рейсы из аэропорта, конечно, прекратились, а сам он стал цитаделью силовиков.
В июле, когда тогдашний командир ополчения Игорь Стрелков перевел свои отряды из Славянска в Донецк, начались регулярные обстрелы аэропорта артиллерией ДНР. Силовики начали отвечать, зачастую попадая по мирным кварталам, которые вплотную прилегают к аэропорту — поселкам Веселый, Октябрьский и Спартак. Каждый день отсюда поступают страшные новости о новых и новых случайных жертвах среди мирного населения.
Вокруг аэропорта действовали диверсионные группы ДНР — они, в частности, особо гордились удачной операцией по отключению аэропорту канализации.
Постепенно из-за обстрелов взлетная полоса аэропорта пришла в негодность, да и вряд ли силовики рискнули бы использовать ее по назначению — иначе бы они рисковали повторить ошибку луганского аэропорта, где ополченцы подбили транспортник ИЛ-76 с 49 силовиками. Из стратегического объекта аэропорт превратился в символ, а воюющие друг с другом "киборги" и Моторола с его другом Гиви — в героев (каждый для своей стороны), отряды "Спарта" и "Сомали" постепенно "отгрызали" у силовиков здание за зданием.
Киборгам "очень тяжело"
Ополчение ДНР заявляет, что в результате боев в аэропорту погибли не менее 10 украинских силовиков, в терминале найдены обгоревшими тела еще шестерых; со стороны ДНР один ополченец погиб, восемь человек получили ранения.
По свидетельству горожан, в том районе по-прежнему слышны и автоматные очереди, и артобстрел. Каждый день сюда с журналистами приезжает глава ДНР Александр Захарченко, чтобы символически показать, что именно ополчение — хозяин ситуации в аэропорту. Однако когда он пригласил с собой наблюдателей ОБСЕ, те до терминала доехать не смогли — в том районе по-прежнему кипел бой.