Илья Ремесло, юрист, для МИА "Россия сегодня"
В январе международные рейтинговые агентства понизили экономический рейтинг России, а затем и ведущих российских предприятий.
В свою очередь, участники проходившего на этой неделе в Москве Гайдаровского форума обратили внимание на необъективность и тенденциозность мировых экономических рейтингов. В частности, по мнению помощника Президента РФ Андрея Белоусова, среди имеющихся рейтингов нет такого, который был бы пригоден для инвесторов и отражал реальное состояние экономики. Другие участники также отметили манипулятивный характер экономических рейтингов. Так, по мнению члена правительства Москвы Максима Решетникова, "составители рейтингов, как и многие исследователи, больше работают с социальными мифами, нежели с реальностью. В этом одна из причин недооцененности РФ".
Попробуем разобраться, что стоит за экономическими рейтингами — объективная реальность, либо намеренная манипуляция мировой экономикой в интересах отдельных стран.
Рейтинг: прогноз или просто мнение?
Для начала следует разобраться, что представляет собой экономический рейтинг. Это — мнение специалиста об уровне кредитного риска (говоря проще — способности платить по долгам) для субъекта экономической деятельности — страны или отдельно взятого предприятия.
На своем сайте Standard& Poors прямо сообщает: "В отличие от мнения, скажем, врача или юриста, мнение аналитика, лежащее в основе кредитного рейтинга, не является прогнозом или рекомендацией".
Довольно неожиданно, не правда ли?
Это весьма удобная позиция. Аналитик может высказывать "мнение", напрямую влияющее на кредитоспособность и судьбу крупнейших государств и предприятий — и при этом не нести ровно никакой ответственности за его точность и компетентность.
Экономисты часто сравнивают экономические рейтинги с прогнозом погоды, по поводу точности которого есть масса анекдотов. Так вот оказывается, что экономический рейтинг — это даже не прогноз погоды. Это всего лишь мнение о прогнозе погоды.
Но почему мнение группы лиц, какими бы профессионалами они ни считались, оказывает такое серьезное воздействие на мировые рынки?
Рейтинги как составная часть глобализации
Если бы рейтинги существовали в вакууме, то есть отдельно от экономики, их можно было воспринимать довольно отстраненно — как мнение группы специалистов, к которому каждый вправе прислушиваться, либо наоборот. Однако проблема в том, что в глобальной экономике, где все взаимосвязано и основано на спекуляции, рейтинги играют ведущую роль для инвесторов и финансовых посредников. Людям свойственно доверять авторитетам при принятии любого решения, а не разбираться в вопросе самостоятельно.
В таких условиях агентства и экономические рейтинги становятся мощным оружием в международной политике. Согласитесь, было бы странно, если бы им позволили оставаться независимыми.
Независимы ли рейтинговые агентства
Как утверждает Standard& Poors, "рейтинговые агентства напрямую не участвуют в сделках на рынке капитала, и это — одна из причин того, что как инвесторы, так и эмитенты считают их мнение о кредитных рисках непредвзятым и независимым".
На это можно заметить: в случае участия рейтингового агентства в биржевых сделках, оно не было бы рейтинговым агентством по определению.
Проверить независимость рейтинговых агентств на практике легко. Достаточно поинтересоваться, кем оплачивается составление рейтингов.
Невероятно, но факт — они оплачиваются либо эмитентом, подавшим заявку на присвоение рейтинга, либо подписчиками.
Standard& Poors признает, что они работают по схеме, когда за присвоение рейтинга платит эмитент. Правда, при этом уверяют, что "существует строгое функциональное разделение между сотрудниками, обсуждающими с клиентом деловые аспекты предоставляемой услуги по присвоению рейтинга, и аналитиками, которые проводят кредитный анализ и формируют мнение о кредитоспособности этого эмитента".
Можно ли говорить всерьез о независимости таких рейтингов? Налицо классическая схема "заказчик-исполнитель", в которой за достижение нужного заказчика результата (рейтинга) исполнитель получает деньги. При этом исполнитель не отвечает перед третьими лицами за достоверность и правильность присвоенного рейтинга.
Что же, это право сторон заключить подобную сделку. Но какое отношение к этому имеет объективность и независимость?
Практика — главный критерий эффективности
Но может быть, несмотря на все вышеизложенное, рейтинговые агентства доказали свой профессионализм и высокую эффективность на практике?
Давайте вспомним мировой экономический кризис 2008 года, следствием которого стало обрушение сначала экономики США, а вслед за ней — мировой экономики.
Рейтинговые агентства дружно молчали по поводу растущих проблем в американской экономике и давали исключительно благоприятные прогнозы. Никто из них не снижал экономический рейтинг США и американских предприятий, занимающихся спекуляциями на рынке недвижимости. Все рейтинговые агентства участвовали в надувании пузыря американской экономики. Как отмечал бывший главный экономист МБРР Джозеф Стиглиц, "в США рост экономики в основном наблюдался за пределами реального сектора. Накануне кризиса до 40 % корпоративных прибылей приходилось на финансовый сектор, где все было надуто, 40 % инвестиций приходилось на недвижимость — и все это было вложено в пузырь."
Например, рейтинг скандально известного американского банка Lehman Brothers неизменно оставался на высочайшем уровне — вплоть до того, как сам банк объявил о банкротстве.
Ничего не изменилось и сейчас — США, занимающие первое место в мире по размеру госдолга, имеют самый высокий рейтинги в мире. До следующего кризиса, после которого "профессионалы" из рейтинговых агентств разведут руками и сошлются на очередные непредвиденные обстоятельства.
В тот период Россия не была втянута в противостояние с Западом, курс валюты был стабилен — то есть, не было никаких предпосылок для подобных прогнозов. Также несколько странной выглядит самоуверенность, позволяющая давать прогноз до 2050 года, если не сбылись даже краткосрочные прогнозы "профессионалов".
В чем же тогда истинный смысл подобных прогнозов и экономических рейтингов? Исключительно в манипуляциях и оказании давления на экономику геополитических противников. Рейтинги — это составная часть глобальной паразитической системы перераспределения благ. Поэтому бесполезно пытаться составить какой-то свой, "правильный" экономический рейтинг.
Выбор невелик — либо полностью отказываться от национального суверенитета и вливаться в глобальную экономику в качестве жертвы, либо создавать альтернативную систему, которая экономике мыльных пузырей противопоставит экономику реальных ценностей.