Международная космическая станция (МКС) — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс, регулярно посещаемый космонавтами и астронавтами.
Основные направления использования МКС включают в себя фундаментальные медико-биологические исследования, производство высокотехнологических материалов и биопрепаратов, изучение поведения организма человека в условиях длительного космического полёта, фундаментальные исследования микрогравитации, астрофизические исследования, изучение атмосферы и поверхности Земли в интересах фундаментальных наук и для прикладных целей, строительство в космосе крупных сооружений для различных исследований и межпланетных перелётов.
В создании МКС участвуют 14 стран: США, Россия, Япония, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Франция, Испания, Германия, Швеция и Швейцария. Первоначально среди участников были ещё Великобритания и Бразилия, но затем они вышли из проекта.
Создание Международной космической станции непосредственно на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 года запуском с помощью российской ракеты-носителя "Протон-К" её первого модуля — функционально-грузового блока (ФГБ) "Заря", созданного на Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В. Хруничева.
4 декабря 1998 года состоялся старт космического корабля "Шаттл" "Индевор" STS-88 с американским модулем NODE-1 ("Юнити") на борту (программа МКС, номер полета — 2А). 7 декабря "Индевор" осуществил причаливание к ФГБ, перенос манипулятором и пристыковку модуля NODE-1 к российскому модулю. Экипаж корабля "Индевор" выполнил на ФГБ (внутри и снаружи) монтаж аппаратуры "ранней" связи и ремонтные работы. 13 декабря экипаж осуществил расстыковку, а 16 декабря — посадку.
12 июля 2000 года с помощью российской ракеты-носителя "Протон-К" на расчетную околоземную орбиту был успешно выведен третий модуль для МКС — служебный модуль "Звезда", на который возлагаются задачи по централизованному цифровому управлению всей станцией, выполнению режимов ориентации, подъема и коррекции орбиты, жизнеобеспечению экипажа, управлению функционированием средств, обеспечивающих необходимые параметры среды обитания в замкнутом объеме в течение непрерывного пилотируемого полета.
26 июля 2000 года была осуществлена успешная стыковка служебного модуля "Звезда" с модулями "Заря" — "Юнити". На орбите начал функционировать комплекс "Звезда" — "Заря" — "Юнити" массой около 52,5 тонн.
После успешной стыковки модуля "Звезда" Международная космическая станция была готова принять длительные экспедиции. До этого МКС была только эпизодически посещаемой.
31 октября 2000 года состоялся запуск транспортного корабля "Союз ТМ-31" с экипажем первой основной экспедиции МКС на борту. В состав экипажа входили два российских космонавта Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев и американский астронавт Уильям Шеперд. 2 ноября ТК "Союз ТМ-31" успешно состыковался с МКС. С прибытием на МКС экипажа первой основной экспедиции станция стала постоянно обитаемой. На орбите был образован комплекс: "Союз ТМ-31" — "Звезда" — "Заря" — "Юнити" массой около 73 тонн.
На борту МКС, сменяя друг друга, по нескольку месяцев стали работать экипажи основных экспедиций, в состав которых входили российские космонавты и американские астронавты. Смена этих экипажей производилась с помощью американских кораблей "Спейс шаттл". Российские корабли "Союз", имеющие большой ресурс пребывания в космосе, служили в качестве средства спасения экипажа в случае необходимости срочного покидания станции. Постоянно на МКС находился один из таких кораблей-спасателей. Их замена осуществлялась через полгода во время полётов российских экспедиций посещения.
8 февраля 2001 года состоялся старт корабля "Шаттл" "Атлантис" STS-98, который доставил и пристыковал к МКС лабораторный модуль "Дестини" ("Судьба"), в результате чего был образован комплекс в составе: пилотируемый корабль "Союз ТМ-31" — российский служебный модуль "Звезда" — функциональный грузовой блок "Заря" — американские модули "Юнити" и "Дестини". Масса комплекса — около 105 тонн
14 июля 2001 года к станции пристыковался шаттл "Атлантис" STS-104, доставивший на МКС шлюзовую камеру "Квест", а 17 сентября грузовой корабль-модуль (ГКМ) "Прогресс М-СО1", доставил на Российский сегмент МКС стыковочного отсека-модуля "Пирс", выполняющий также роль шлюзовой камеры при выходах в открытый космос.
Масса комплекса возросла до около 140,5 тонн.
В последующие годы был развёрнут энергетический узел мощных солнечных батарей. Для обеспечения работ в открытом космосе была установлена мобильная транспортная система с канадским дистанционным манипулятором Canadаrm-2.
Снабжение МКС осуществлялось с помощью российских пилотируемых кораблей типа "Союз" и автоматических грузовых кораблей типа "Прогресс", а также американских кораблей системы "Спейс шаттл". Российские космические грузовики регулярно доставляют на МКС топливо, необходимое для осуществления манёвров с помощью реактивных двигателей, которые имеются только на российском сегменте.
В связи с произошедшей 1 февраля 2003 года катастрофой американского корабля "Колумбия", в которой погибли все семь членов экипажа, были приостановлены полёты и других кораблей системы "Спейс шаттл": "Индевор", "Атлантис", "Дискавери". Соответственно остановилось и строительство американского сегмента МКС. Работоспособность станции до возобновления полётов американских кораблей поддерживалась лишь с помощью российских средств.
В 2005 году полеты кораблей системы "Спейс шаттл" возобновились, и строительство МКС продолжилось. На станцию были доставлены новые секции солнечных батарей, значительно повысившие её энерговооружённость.
В октябре 2007 года на МКС был доставлен изготовленный в Италии по заказу США соединительный модуль Node-2, называющийся "Хармони" ("Гармония"), который был в ноябре поставлен на осевой порт модуля "Дестини". В декабре 2007 года на МКС был доставлен Европейский лабораторный модуль "Колумбус", предназначенный для постоянной работы в составе МКС. В 2008-2009 годах в состав МКС вошел японский модуль "Кибо" ("Надежда").
29 мая 2009 года экипаж МКС был увеличен с трех до шести человек.
3 февраля 2010 года члены Многостороннего совета по управлению Международной космической станцией (MCB) подтвердили, что не существует никаких известных технических ограничений на продолжение эксплуатации МКС после 2015 года.
В феврале 2010 года на МКС были доставлены модуль "Купола" (итал. cupola — купол) предназначенный для наблюдения за поверхностью Земли, космическим пространством и работающими в открытом космосе людьми или техникой, и жилой модуль Node 3 "Транквилити" (англ. tranquility — спокойствие), в котором находится система жизнеобеспечения, способная перерабатывать жидкие отходы в воду, пригодную для бытового использования, а также производить кислород для дыхания.
Кроме этого в "Транквилити" имеется туалет и система очистки воздуха, удаляющая загрязнения из атмосферы станции и контролирующая её состав. Производителем Node 3 и "Купола" является франко-итальянская компания Thales Alenia Space.
В мае 2010 года шаттл "Атлантис" STS-132 привёз российский малый исследовательский модуль МИМ-1 "Рассвет".
В мае 2011 года шаттл "Индевор " доставил на МКС магнитный альфа-спектрометр AMS-02.
В 2011 году завершилась 30-летняя программа полетов американских челноков к МКС из-за выработки ресурса кораблей и огромных финансовых затрат на их подготовку и обслуживание.
Транспортно-техническое обеспечение Международной космической станции осуществляется американскими кораблями "шаттл" (1998-2011), грузовыми кораблями Dragon (с 2012 года) и Cygnus (c 2013 года), российскими пилотируемыми кораблями "Союз ТМ" (2000-2002), "Союз ТМА" (2002-2011), "Союз ТМА-М" (с 2010 года) и грузовыми кораблями "Прогресс М1" (2000-2004), "Прогресс М" (2001-2009) и "Прогресс М-М" (с 2008 года), европейскими грузовыми кораблями ATV (c 2008 года), японскими грузовыми кораблями HTV (c 2009 года).
За годы существования на МКС побывало свыше 200 человек из 15 стран мира.
Управление полетом МКС осуществляется из двух Центров: российского в подмосковном городе Королёве и американского в городе Хьюстоне, штат Техас. В каждом Центре постоянно находятся рабочие группы специалистов другой страны. Эти группы подстраховывают свои ЦУПы на случай каких-либо сбоев в их работе.
Работу входящих в состав МКС лабораторных модулей — европейского "Колумбус" и японского "Кибо" — контролируют соответственно Центры управления Европейского космического агентства (Оберпфаффенхофен, Германия) и Японского агентства аэрокосмических исследований (Цукуба, Япония).
Основные технические характеристики станции:
Масса — 419 455 килограмм.
Длина — 109 метров.
С ноября 2014 года на МКС работает экспедиция MKC-42/43 в составе шести человек — троих россиян (Александр Самокутяев, Елена Серова, Антон Шкаплеров), двух представителей США (Барри Уилмор, Терри Вёрст) и представителя Италии (Саманта Кристоферетти).
Командир — Барри Уилмор.
Конфигурация Международной космической станции (МКС)
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников