Янис Урбанович, президент общественной организации "Балтийский форум", председатель фракции социал-демократической партии "Согласие" в сейме Латвии
Трагические события во Франции вызвали в Европе — и в Латвии в том числе — предапокалиптический настрой. Масс-медиа затаили дыхание в ожидании столкновения двух цивилизаций. У вояк появился еще один внешний враг, которого можно открыто ненавидеть и стараться стереть с лица земли. Истерики получили возможность сокрушаться о скором конце западного мира и поголовной сдаче его шариату. Политики-радикалы потирают руки, надеясь на прирост сторонников, а спецслужбы — на увеличение финансирования.
Уже очевидно, что любая борьба Запада с терроризмом будет бесплодной, пока джихадисты, объявившие "святую войну", уверены в солидарности мусульманского (суннитского) большинства. Да, порой это "солидарность со сжатыми зубами", так как исламским странам и народам вряд ли улыбается перспектива диктатуры шариатских догматиков, то есть насильственное возвращение в раннее средневековье.
Для мусульманского мира радикальный ислам — проблема намного более сокрушительная, чем для Европы, но массовая гибель тамошних курдов масс-медиа всегда интересовала гораздо меньше, чем атака на парижских журналистов. Но эта общая для христианского и исламского мира беда, вернее, поиски путей избавления от нее могли бы стать одним из краеугольных камней взаимодействия, а в конце концов — привлечения на свою сторону огромного мусульманского "молчащего большинства". А оно сейчас, в самых тайных глубинах своего подсознания, все же не против того, что хотя бы кто-то мстит "христианскому миру" за вечное высокомерие и неуважение.
Западу пока нечем привлечь умы и души тех, кто еще не стал, но уже очень скоро может стать противником. Заманивание благами цивилизации (читай: навязывание морали общества потребления) сводит взаимоотношения к рыночным понятиям: я твой друг, пока мне это выгодно, а если кто-то посулит больше — ну что ж, ничего личного… На этом фоне террористы-смертники могут показаться просто-таки героями: безрассудная жертвенность во имя великого Создателя задевает куда более глубокие душевные струны, чем опрятные рождественские базарчики во имя него же…
Глубоко укоренившееся превосходство "белого человека", выполняемая с большим удовольствием роль старшего брата, уверенность в неоспоримом превосходстве цивилизации "иудохристиан" (даже если об этом свидетельствует экономические, технические и военные достижения, не говоря уже об уровне жизни) сыграли с Западом злую шутку. Еще недавно все выглядело как неоспоримая игра в одни ворота: у нас есть корабли-авианосцы, беспилотные самолеты и клонированные овцы, а у вас — ковроткачество, верблюды и кебабы. Поэтому, экзотические сыны пустыни, знайте свое место в этом мире, иначе…
Чтобы завоевать доверие мусульман, европейским лидерам, пожалуй, придется начать с чистого листа. Прежние подходы и методы не просто не работают — они несут недовольство, разрушение и смерть.
Длительные вооруженные конфликты в Ираке и Афганистане показали, что джихадисты могут нейтрализовать все технические достижения Запада, так как могут овладеть самыми эффективными из них с помощью весьма примитивных средств — "нефтедолларов" разного происхождения, рынков нелегального оружия и коррупции.
Сегодня НАТО сознает, насколько ошибочными были надежды полностью уничтожить гнездовья терроризма военными средствами — например, ракетами. При этом нарушители мирового спокойствия — хоть усмиренные, хоть умерщвленные — немедленно становятся овеянными славой героями, павшими в борьбе за правое дело, а наказавшие их регулярные войска носят несмываемое клеймо "государственных террористов".
Следующий акт этой мировой драмы может быть логичен, но от этого не менее страшен: не приведет ли в итоге такое противостояние к полностью симметричным ответным ударам по кораблям или авиабазам альянса? При этом, возможно, нанесенными, быть может, такими же ракетами…
Но все же корни джихадского террора выкорчевать можно, хотя и нелегко. Быть может, для этого потребуется гораздо больше смелости, чем при принятии решения о создании миротворческого военного контингента. Ведь начинать придется с создания духовной общности.
ЕС должно осмелиться предложить исламским соседям — и, конечно, своим гражданам — более широкое взаимное сотрудничество, при создании условий для более глубокой взаимной двусторонней интеграции на основе общих ценностей. Тем более что об этих общих ценностях позаботились наши предки еще во времена Ветхого завета.
Увлекаясь противостоянием христианства и ислама, мы непростительно редко вспоминаем о том, что вместе с иудаизмом эти верования составляют "три Авраамовы религии". Все три почитают этого Богоизбранного ветхозаветного патриарха как своего предка, все три осознают себя выходцами из Авраамова шатра в земле Ханаанской. Почему бы этому не стать основой иудо-христиано-исламской Большой Европы, которая, помимо ЕС, включает также омываемые Средиземным морем берега Африки (так называемые страны Магриба) и Ближний Восток? Быть может, тогда и переживающий не лучшие времена ЕС обретет заманчивые цели и новое дыхание?
А нам, европейцам и приверженцам иудохристианской традиции (сюда логически было бы отнести и агностиков, и "просто неверующих", и даже атеистов), напоминание об общих религиозных корнях необходимо еще и для того, чтобы пересмотреть свои предрассудки об исламе как воинственной и склонной к насилию регилии во все 14 веков существования. Не "отмотать ли фильм назад", веков этак на шесть из 20 веков христианства, напомнив себе такие "милые" вещи, как инквизиция, охота на ведьм, погромы и другие бесчинства крестовых войн, Варфоломеевские ночи и прочая, и прочая, и прочая?..
А если вспомнить непримиримую и безжалостную борьбу патриарха Никона во время петровской реформы православной церкви в России, то напряженные отношения нынешнего исламского большинства — суннитов — с шиитами покажутся намного цивилизованнее.
Политическая власть Франции до убийств в журнале "Шарли Эбдо" была вынуждена признать: реализуемая властями политика интеграции провалилась. Потому что она (ну точно, как и лелеемые в Латвии замыслы) предполагала безоговорочную ассимиляцию приезжих, их покорное офранцузивание. При этом власти показывали высокомерно-"доброжелательное" неуважение к тем, кого вроде бы нация обязалась принять в свою среду.
Когда в Баварии правящее объединение христиан-социалистов почти серьезно попросило, чтобы перебравшиеся на жительство в Германию иностранцы и дома между собой говорили бы на немецком, создалось впечатление, что эти политики (и их избиратели) проспали в летаргическом сне, по крайне мере, столетие.
Какие бы иллюзии ни питал "истинный европеец", концепция национального государства как стерильно моноэтнической системы в современном мире невозможна уже лет семьдесят. Тщательно созданное и сохраняемое исключение — Израиль — только подтверждает правило.
Поэтому признание общих ценностей не означает "поддавков" чужой культуре, а лишь даст основу настоящей общественной интеграции и мультикультурности.
Да, принять необходимость формирования христианско-исламистской моральной платформы для европейцев, которые все еще считают себя "венцом творения", очень болезненно. Однако желание сохранить свое право на высокомерие принесет намного больший вред и разрушения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции