Якуб Корэйба (Польша), Центр международной журналистики и исследований
С момента распада СССР для многих стратегов и дипломатов на Западе Минск был забытой, а, порой, и вообще «неоткрытой» провинциальной столицей непонятного для них государства. Наступивший год сулит большие перемены: Беларусь выходит на авансцену международной политики. И нет никакой уверенности в том, что для страны это — хорошие новости.
Совпадение событий делает Беларусь в 2015 году не только географическим центром «Большой Европы», но также и эпицентром политических процессов. Неожиданно для Александра Лукашенко, именно от его решений в ближайшие 12 месяцев станет зависеть будущее региональной, а в некоторых аспектах — континентальной и глобальной расстановки сил в мире.
Росту геополитической привлекательности страны способствуют абсолютно все факторы. На уровне государства, региона, континента и глобальной политики происходят события, которые делают эту страну активной фигурой на евразийской шахматной доске. Причем результат партии зависит как от продуманности собственных ходов, так и от активности других фигур. А.Лукашенко может поставить мат многим своим противникам, но не исключена и вероятность того, что он сам потерпит поражение.
На национальном уровне наступивший год обещает быть особенно жарким: в стране состоятся выборы главы государства. С одной стороны, действующий президент получает возможность подтвердить свою легитимность и получить одобрение проводимого им внутри- и внешнеполитического курса. С другой – это шанс для оппозиции лишить главу государства легитимности и дезавуировать курс А.Лукашенко. После переворота в Киеве Минск является, очевидно, первым на очереди в американской стратегии смены режимов. Значит, развитие событий в стране будет находиться под прицелом «поборников демократии» из Центрального разведывательного управления. Вне всяких сомнений, результативность украинской операции окрылила «демократизаторов» из Лэнгли, сегодня они надеются на реализацию сценария «Вчера — Киев, завтра — Минск, послезавтра — Москва». Поэтому на белорусский «участок фронта» будет брошено максимум финансовых, организационных и человеческих ресурсов. Страну ждут внутренние потрясения, и сил одного Александра Григорьевича может оказаться недостаточно для того, чтобы им противостоять.
На региональном уровне геополитическая ценность страны возрастает по мере осложнения ситуации у соседей Беларуси, а также растущей напряженности в отношениях между ними. На фоне ухудшения отношений Москвы и Киева, России и «единой Европы» именно Минск становится потенциальным – и, как показывает опыт прошлого года, во многом уже функционирующим — посредником для близких друг другу географически и экономически, но далеких политически государств. Независимо от воли тех или иных правителей, механически «отрезать» жителей этих стран друг от друга просто невозможно: слишком это больно и чересчур дорого придется заплатить за разрыв существующих между ними тесных экономических и гуманитарных связей. И, в отсутствие нормальных отношений между правительствами — например, в вопросах порядка пересечения границы или торговли — именно Александр Лукашенко может предоставить им шанс избежать катастрофы.
На европейском уровне Беларусь становится ключевым элементом складывающегося равновесия между двумя альтернативными интеграционными объединениями – Европейским и Евразийским союзами. Несмотря на успешное преодоление различных барьеров, география продолжает играть решающую роль среди факторов, влияющих на государственную политику. Планируя те или иные действия, следует учитывать, что именно Минск находится на полпути между Москвой и Берлином – двумя фактическими местами принятия реальных решений о будущем Европы.
Наконец – что необычно для страны, всегда подчеркивающей отсутствие глобальных претензий и «местную» идентичность — в силу перечисленных факторов Беларусь становится игроком и мирового уровня. От развития ситуации в стране, а также от ее внешнеполитического вектора отчасти зависит мировой баланс сил: если после Киева «американская демократия» завоюет также и Минск, то претензии Вашингтона на глобальную гегемонию получат «подтверждение практикой». Отстоит Беларусь свой суверенитет – и может возникнуть широкое противостояние попыткам превратить постсоветское пространство в американский плацдарм против России, стать важным фактором укрепления многополярности.
Так что год у Александра Лукашенко будет непростым. Но президент Беларуси неоднократно демонстрировал: у страны и у него самого нет ни врагов, ни друзей, есть только интересы. Значит, вполне возможно, что, столкнувшись с кризисной ситуацией, в отличие от Виктора Януковича, он сможет удивить мир мастерством игры в «политические шахматы».
И переиграть тех, кто хотел бы видеть «майдан» в центре Минска, а его самого — в эмиграции.