Турция — один из основных внешнеторговых партнеров России. В 2013 году объем двусторонней торговли составил 32,7 миллиарда долларов, при этом президенты двух стран выразили намерение увеличить товарооборот втрое и довести его до 100 миллиардов долларов. Антироссийские санкции со стороны ЕС и США и ответное эмбарго России на импорт ряда продовольственных товаров западных стран стали хорошим стимулом к развитию торговых отношений РФ и Турции, которая не присоединилась к санкциям.
Так, за девять месяцев этого года объем поставок сельхозпродукции из Турции в Россию возрос почти в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О нынешнем состоянии и перспективах российско-турецкого экономического сотрудничества в интервью корреспонденту РИА Новости Алене Палажченко рассказал торговый представитель РФ в Турции Тофик Меликов.
— Тофик Агарзаевич, как вы оцениваете период, прошедший после введения санкций Запада в отношении РФ? Турция не присоединилась к санкциям, однако изменился баланс торгово-экономических отношений между нашими странами. В чем выражаются эти изменения, ощутимы ли они?
— После решения правительства России о введении эмбарго на поставки продовольственных товаров из ряда стран Европы и США поставлена задача постепенной переориентации на импорт из стран, не поддержавших западные санкции.
Власти Турции, как вы справедливо упомянули, не присоединились к санкциям в отношении России. Таким образом, внимание к Турции как традиционно одному из ведущих поставщиков определенных видов продовольственных и сельскохозяйственных товаров серьезно возросло. Торгпредство совместно с Минэкономразвития России находится в постоянном контакте с российскими продуктовыми сетями и содействует им в поиске новых поставщиков сезонных овощей, фруктов, мяса, мясной продукции, а также рыбы и морепродуктов.
В условиях санкций приходится работать более интенсивно. Участились и официальные двусторонние контакты. Например, руководители экономических ведомств наших стран начиная с июля провели уже четыре встречи в различных форматах.
— Отмечается ли рост рынка сбыта турецкой продукции в РФ и в каких секторах?
— Уже есть позитивные результаты: при прямом содействии торгпредства с августа заключено семь контрактов на поставки продовольственной продукции. Благодаря нашим совместным действиям с российскими и турецкими компаниями удалось увеличить экспорт в Россию турецкой продукции по группе продовольственных товаров. Например, почти удвоились поставки в Россию рыбной продукции (до 51,2 миллиона долларов), более чем в шесть раз увеличились поставки мяса и мясной продукции (до 14,4 миллиона долларов).
В настоящее время коллеги из Россельхознадзора и министерства сельского хозяйства Турции работают над согласованием дополненного перечня турецких экспортеров, продукция которых будет допущена на российский рынок.
Таким образом, необходимо решить ряд технических вопросов, но в целом мы оцениваем тенденции по поставкам турецких товаров весьма оптимистично. Причем это касается не только сектора продовольственных товаров. Очевидно, что уход с российского рынка западных компаний – это шанс для турецких инвесторов.
— Какие ниши турецкие компании хотят занять на российском рынке?
— В настоящее время турецкие инвестиции в Россию в основном направляются в текстильную, пищевую, химическую, деревообрабатывающую, электронную и электротехническую промышленность, производство строительных и отделочных материалов, автомобилестроение и производство автокомпонентов, сферу услуг, торговлю, туризм, банковский сектор.
На современном этапе особенностью инвестиционной деятельности турецких компаний являются перевод капиталовложений из крупных мегаполисов в регионы, в частности из Москвы в Подмосковье, Татарстан, Владимирскую и Пензенскую области.
Существенное внимание турецкий бизнес проявляет к развитию инвестиционного сотрудничества с субъектами Южного федерального округа России, а также инвестированию в особые экономические зоны (ОЭЗ). Также мы активно стараемся привлекать турецкие компании к работе в Крыму. В настоящее время мы работаем с несколькими из них по вопросам реализации ряда проектов на полуострове.
Сохраняется широкое присутствие турецких компаний на российском рынке подрядных услуг. В России работает около 100 турецких строительных организаций на объектах Москвы и области, Санкт-Петербурга, а также Татарстана, Башкортостана, Свердловской, Владимирской, Ростовской областей и Краснодарского края. Всего с конца 1980-х годов и по настоящее время турецкими фирмами построено на территории России свыше 800 объектов.
— Расскажите, пожалуйста, о структуре импорта российских товаров в Турцию.
— Турция – важный торговый партнер России. В 2013 году объем двусторонней торговли составил 32,7 миллиарда долларов. В целом Россия занимает второе (после стран Евросоюза) место среди внешнеторговых партнеров Турции, Турция – восьмой торговый партнер России. По итогам десяти месяцев 2014 года Турция занимает седьмое место среди ведущих торговых партнеров России, в том числе пятое – по экспорту и 13-е – по импорту. Доля Турции во внешнеторговом обороте России составляет 3,9%.
В структуре российского экспорта в Турцию основная доля поставок приходится на минеральные продукты – 65,1% и металлы и изделия из них – 19%. Структуру импорта формируют следующие товарные группы: машины, оборудование и транспортные средства — 33%, продовольственные товары и сельхозсырье – 27%, текстиль, изделия из него, обувь — 16,3%, продукция химической промышленности – 10,6%.
В январе-октябре 2014 года наметился некоторый рост (+0,3%) объемов взаимной торговли, обусловленный увеличением поставок российской экспортной продукции. Прежде всего это рост поставок продукции металлургии (+37,2% к показателю аналогичного периода 2013 года), а также продовольствия и сельхозтоваров (+3,5%). При этом поставки энергоносителей сокращаются (-10%).
Несмотря на сальдо в пользу России в размере 16,1 миллиарда долларов по итогам 2013 года, дисбаланс в товарообороте турецкой стороне в определенной степени удается компенсировать доходами от туризма, "челночной" торговли, денежными переводами от своих граждан, а также турецких строительных и других фирм, работающих в России (по экспертным оценкам – порядка 10 миллиардов долларов ежегодно).
— Какие направления российско-турецких экономических связей вы считаете приоритетными?
— К ключевым сферами мы относим в первую очередь такие направления сотрудничества, как энергетика, промышленность, сельское хозяйство, банковское сотрудничество и туризм.
Инвестиционное сотрудничество является важной составляющей экономических связей между нашими странами. Однако, по нашему мнению, потенциал данного вида сотрудничества далеко не исчерпан. В соответствии с официальной российской статистикой, в 2013 году из России в Турцию поступило инвестиций на сумму 953,9 миллиона долларов США, из Турции в Россию — 526,4 миллиона долларов.
Рассчитываем, что турецкие инвесторы будут активнее присутствовать на российском рынке капиталовложений с учетом открывающихся новых возможностей.
— Можете ли вы привести конкретные примеры российских инвестиций в Турцию?
— Их немало. Например, покупка российским Сбербанком Denizbank, строительство АЭС "Аккую", приобретение ОАО "ЛУКОЙЛ" сети автозаправочных станций "Акпет", а также приобретение в апреле 2013 года ОАО "Интер РАО ЕЭС" активов компании "Trakya elektrik uretim ve ticaret А.S.".
Полагаю, что нам и дальше надо прилагать усилия по созданию условий для реализации инвестиционных проектов в обеих странах и в будущем.
— Как вы оцениваете вероятность перехода России и Турции на режим свободной торговли в некоторых сферах?
— В силу имеющихся у Турции обязательств перед Евросоюзом (с 1996 года Турция является членом Таможенного союза ЕС – ред.) в настоящее время это невозможно. В отношении всех промышленных товаров и так называемого промышленного компонента переработанных сельхозтоваров Турция вынуждена соблюдать единую с ЕС торговую политику.
Российская сторона также имеет ряд ограничений по преференциальным соглашениям в торговле с третьими странами в виде обязательств перед другими государствами-участниками Таможенного союза — Белоруссией и Казахстаном. Однако обе стороны считают, что необходимо развивать наши связи всеми имеющимися в нашем распоряжении способами. Поэтому на встрече в Москве 28 ноября 2014 года министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев и министр экономики Турции Нихат Зейбекчи договорились о начале переговоров по двустороннему соглашению о свободной торговле услугами и инвестициями.
Уже достигнута договоренность о формировании совместной экспертной группы. Предполагаем, что после согласования концептуальных подходов к Соглашению, стороны смогут провести переговоры уже по содержанию текста будущего документа. Одновременно министры договорились приложить максимум усилий по ряду вопросов, препятствующих дальнейшему развитию сотрудничества между нашими странами. Данные договоренности и барьеры зафиксированы в приложении к Совместному заявлению по продвижению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой с перечнем барьеров, препятствующих расширению торговли между нашими странами. Это заявление подписано 1 декабря в ходе пятого заседания российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня в Анкаре. Сами по себе барьеры известны и обсуждаются на межведомственном уровне. Они сведены в единый документ и дают понимание общей картины.
— Достаточно ли существующей транспортной инфраструктуры для возможного увеличения товарооборота между Россией и Турцией?
— Объем грузоперевозок между нашими странами высокий и разнообразный по видам. Транспортное сотрудничество осуществляется по железнодорожно-паромному, морскому, авиационному и автомобильному сообщениям. Разумеется, в силу интенсивности в данной сфере существуют некоторые проблемы и недостатки.
Поскольку большая часть объема российского экспорта в Турцию осуществляется при помощи морского пути и железнодорожно-паромного сообщения мы больше сконцентрированы на проблемах этой сферы. Например, мы отмечаем, что объем перевозок грузов на морских судах за 2013 год уменьшился на 3,9% (до 31,7 миллиона тонн) по сравнению с 2012 годом.
Как мы считаем, потенциал железнодорожно-паромной линии "Кавказ-Самсун" используется далеко не полностью. По информации наших транспортных операторов, стоимость терминальных услуг в порту Самсун завышена и неконкурентоспособна. Кроме того, причал порта Самсун принимает суда только с низкой осадкой 4,5 метра, однако, по имеющимся данным, остальные причалы порта более глубоководные. Есть множество нюансов. И здесь необходимо более плотное взаимодействие наших специалистов по морскому транспорту. Учитывая важность данной паромной линии, на двусторонних встречах каждый раз пытаемся привлечь внимание турецких коллег к данной проблеме.
— Каково соотношение российских и турецких перевозчиков в сфере внешней торговли?
— Мы едины во мнении, что нам необходимо стремиться к наращиванию доли национальных перевозчиков в общем объеме автоперевозок. Российская сторона также заинтересована в достижении паритета в объеме автоперевозок между российскими и турецкими автоперевозчиками.
Однако на российско-турецком рынке автомобильных перевозок продолжает сохраняться дисбаланс не в пользу российских перевозчиков, когда турецкие транспортные компании использовали 15,6 тысяч российских разрешений на двусторонние перевозки грузов и транзитный проезд, а российские перевозчики за этот же период смогли использовать только около 7 тысяч турецких разрешений. По сравнению с 2009 годом количество использованных турецкими перевозчиками российских разрешений возросло более чем в три раза (с 5 тысяч до 15,6 тысячи).
Эта тема уже продолжительное время обсуждается в рамках двусторонних консультаций на различных уровнях. Согласование позиций по ней — это очень сложная и кропотливая задача. Мы наблюдаем, что в последнее время диалог стал более интенсивным. Есть заинтересованность и добрая воля. Мы движемся в правильном направлении.