ПЕКИН, 30 дек — РИА Новости. В первый рабочий день после повышения в полтора раза стоимости проезда в метро в Пекине количество пассажиров в подземке сократилось более чем на 5%, сообщают во вторник китайские СМИ.
С воскресенья впервые за последние семь лет власти Пекина повысили стоимость проезда на метро и на городских автобусах. Минимальная цена билета на поездку в метро теперь составляет 3 юаня, в автобусе — 1 юань.
"В час пик в понедельник в метро вошло 1,57 миллиона человек, что меньше данных предыдущего понедельника на 5,23%, или на 86 тысяч человек. В целом по итогам первого рабочего дня примерно 530 тысяч человек отказались от поездки в метро в пользу автобусов, велосипедов или собственного автомобиля", — пишет во вторник газета "Бэйцзин циннянь бао".
Конец эпохи дешевого транспорта
Стоимость проезда в пекинском метрополитене без ограничений времени и пересадок до воскресенья составляла 2 юаня (около 17 рублей). Эту удобную ценовую политику власти китайской столицы ввели накануне Олимпийских игр 2008 года. Примечательно, что до этого стоимость проезда составляла 3 юаня. Стоимость билетов понизили, чтобы снять нагрузку с дорог и уменьшить количество пробок. С тех пор цены не менялись.
Согласно новым правилам, теперь стоимость проезда будет зависеть от расстояния, по принципу "чем дальше, тем дешевле". Минимальная стоимость проезда за поездку в пределах 6 километров составит 3 юаня; 6-12 километров — 4 юаня; 12-22 километров — 5 юаней; 22 —32 км — 6 юаней; свыше 32 км — 1 юань за каждые следующие 20 километров. При этом билет будет действовать только 4 часа. Для пассажиров, которые в течение месяца потратили 100 юаней на поездки, полагается 20% скидка, если сумма достигла 150 юаней — скидка 50%. Скидки не распространяются, если стоимость проезда превысила 400 юаней. При этом система социальных льгот для пенсионеров, инвалидов, военных и студентов не изменилась.
Стоимость проезда в городском автобусе в пределах 10 километров составит 2 юаня, за каждые следующие 5 километров — 1 юань.
Причины
Основной причиной повышения цен власти называют огромные убытки, которые терпит метрополитен из-за высокой себестоимости перевозок. Согласно официальным данным, опубликованным в китайских СМИ, в 2013 году себестоимость перевозки одного пассажира составила примерно 8,56 юаня, а реальный доход от продажи одного билета — 1,87 юаня. Таким образом убытки пекинского метрополитена при перевозке одного пассажира составили 6,69 юаня. Доход от продажи одного билета покрывает лишь 22% себестоимости перевозки. Согласно подсчетам, только в 2013 году суммы убытков хватило бы, чтобы построить еще один олимпийский стадион "Птичье гнездо". Руководство метрополитена заявляет, что повышение себестоимости перевозок связано с подорожанием электричества, увеличением стоимости ремонтирования оборудования.
Целый месяц власти готовились к техническому переходу на новые тарифы. На последней неделе в метро появились волонтеры, которые охотно объяснили новые условия проезда и раздавали информационные брошюрки. В субботу метрополитен прекратил работу в 21.00, чтобы осуществить финальный технический переход на новую систему.
Система скоростного рельсового транспорта Пекина существует с 1969 года. Занимает второе место в мире по длине линий, уступая шанхайскому. Она насчитывает 17 линий, в общей сложности 277 станций в 11 районах столицы. С учетом семи новых станций, которые начинают функционировать также в воскресенье, общая протяженность линий пекинского метрополитена составляет 527 километров. Согласно статистике, в прошлом году годовой пассажиры поток составил 3,2 миллиарда человек.