МОСКВА, 29 дек — РИА Новости. Уходящий год не помог автопрому РФ выбраться из кризисного пике, а лишь еще больше затянул его туда. Ожидания стабилизации по итогам первого квартала не подтвердились: события на международной арене и слабеющий рубль вернули к спаду спрос, за которым вскоре последовало и производство. Надежды дилеров на возвращение программы льготного автокредитования также не оправдались.
Традиционный летний спад продаж в этом году усилила внешнеполитическая обстановка. С 1 сентября правительство перезапустило программу по обновлению автопарка, но основные автопроизводители, продукция которых была востребована по программе, очень быстро выбрали лимиты, определенные Минпромторгом. Ведомству пришлось договариваться с участниками рынка о продолжении программы, также было выделено дополнительное финансирование.
Резкое падение курса рубля и обнародованные производителями планы о скором поднятии цен на машины подтолкнули многих к незапланированной смене автомобиля. Нарастающий ажиотаж и резкий скачек валюты в середине декабря заставили производителей отменить любые скидки и поднять цены на продукцию. В результате дилеры распродали почти все складские запасы, некоторые производители прекратили отгрузки в связи с пересмотром цен, а спрос начала следующего года уже нашел своих потребителей до конца этого.
В ноябре было продано на 18 тысяч или на 8,5% больше легковых и легких коммерческих машин, чем в октябре этого года, свидетельствуют данные статистики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В результате этого ноябрьские продажи оказались лишь на 1,1% меньше продаж ноября 2013 года. Председатель комитета производителей АЕБ Йорг Шрайбер, комментируя эти результаты, отметил: "В необычных условиях случаются неожиданные вещи".
Участники рынка и экспертное сообщество не спешили разделить оптимизм АЕБ. Программа по обновлению автопарка (утилизация) и растущие доллар и евро заставили тех, кто не планировал в ближайшей перспективе смену машины, поспешить в салоны, говорили они.
Не добавили радости дилерам и предписания производителей и импортеров об изменении цен. Так, с 1 декабря на 2-5% поднял цены на большую часть модельного ряда Volkswagen, седьмого переписали ценники Nissan (на 2-3%) и Renault (на 2%), планировал повышение Hyundai. В первой декаде декабря аналитическое агентство "Автостат" зафиксировало изменения в ценовой политике у 23 производителей. На многие модели и комплектации цены повысились значительно, а многие компании увеличили цены практически на весь модельный ряд, говорится в исследовании "Автостата".
Сейчас ситуация стабильна, компромисс с поставщиками найден и конвейер работает на полную мощность, уверяет "АвтоВАЗ". Источник РИА Новости на заводе отмечал, что машин для продажи недостаточно до сих пор. Есть сложности с определенными комплектациями Lada Kalina, констатировал он. Компания была вынуждена приостановить выпуск моделей Kalina и Granta на четыре дня в конце октября из-за того, что три поставщика не смогли своевременно обеспечить завод необходимыми комплектующими.
Ажиотажный спрос на машины подстегнули события так называемого "черного понедельника" — 15 декабря, когда курс доллара взлетел до 64,5 рублей, а евро до 78,9, и "черного вторника" — 16 декабря (доллар — 80 рублей, евро — 100,7). В дилерских центрах стали заканчиваться машины. Наибольший дефицит продавцы фиксировали в сегменте SUV (Sport Utility Vehicle — кроссоверы и внедорожники). "В наших автосалонах настоящий бум: такого трафика продавцы не помнят за последнее десятилетие", — говорила директор дилерского центра "Звезда Столицы Варшавка" Ольга Петрова.
Производители и дистрибьюторы не остались в стороне. Представительство Jaguar Land Rover c 16 по 19 декабря приостанавливало выдачу машин для пересчета цен, BMW 16 декабря уведомила своих дилеров о необходимости оплатить законтрактованные автомобили в течение двух дней, Audi и GM приостановили поставки машин дилерам, а Honda ввела ограничение поставок. KIA 25 декабря объявила о приостановке отгрузки всех машин, кроме выпускаемой на заводе в Санкт-Петербурге модели Rio.
Многим дилерам даже пришлось на короткий период приостановить продажи. В их числе салоны Major Auto, "Борис Хоф", "Авилон" и "Транстехсервис". По словам вице-президента группы компаний (ГК) "АвтоСпецЦентр" и президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) Владимира Моженкова, производителям важно определиться, принимать ли заказы от дилеров, и если да, то по каким ценам. Пока эта неопределенность будет продолжаться, дилеры продолжат замораживать продажи, резюмировал он.
"Прогноз на декабрь довольно оптимистичный, что повышает шансы на достойное закрытие этого трудного для российского автомобильного рынка года", — отмечал Шрайбер в сообщении АЕБ по продажам в ноябре. По состоянию на текущий момент "машин мало, но какие-то еще есть, точнее надо смотреть по маркам и моделям", отмечает представитель ГК "Рольф". "Какие-то машины есть, какие-то поступают, продажи не останавливаются", — сказал топ-менеджер компании Genser. По его словам, покупательский ажиотаж уже несколько спал, и рынок начинает возвращаться в положение начала декабря. "Что будет в следующем году, не знает никто. Производители рисуют по три-четыре сценария. Все будет зависеть от курса рубля", — резюмировал топ-менеджер.
Раскупили все, продажи спали вслед за ажиотажем в салонах, говорит коммерческий директор крупного регионального дилера. Сейчас рынок перепродан, и это ударит по спросу в январе и феврале, не сомневается он. Скорее всего, дилерам придется искать новые способы взаимодействия с дистрибьюторами, констатирует он.
О грядущем провале спроса на российском рынке говорят и эксперты. "Мы ожидаем, что в 2015 году продолжится снижение объемов рынка, связанное перенесенным на вторую половину 2014 года спросом, а также экономической нестабильностью, что выражается в неуверенности потребителей на рынке и снижении реальной покупательской способности населения", — говорит принципал и член правления Roland Berger Strategy Consultants Эдуард Черкин.
В первом квартале следующего года мы увидим двузначное снижение продаж как следствие смещения спроса на четвертый квартал 2014 года — те, кто могли, уже купили автомобили, уверен старший менеджер автомобильной практики PriceWaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. Следует также иметь ввиду, что первый квартал этого года был довольно сильным — эффект высокой базы в сочетании с другими факторами даст существенное снижение, рассуждает он.
"По 2015 году в целом рынок будет падать. Общее состояние экономики — снижение роста ВВП плюс ужесточение условий по автокредитованию, их полная недоступность для населения", — резюмировал Литвиненко. Задача для автопрома на перспективу — вернуться на прежний уровень, достигнутый в 2012-2013 годы, говорит генеральный директор "Автотор-Холдинга" Александр Сорокин.
Рынок входил в 2014 год с надеждой на восстановление после падения в 2013 году и первый квартал был в рамках ожиданий, говорит Черкин. Продажи в первом квартале 2014 года оказались лишь на 2% меньше в годовом исчислении и составили 602,5 тысячи машин, свидетельствуют данные АЕБ. Динамика первого квартала была в духе тех тенденций, которые наметились в 2013 году — рынок стабилизировался, небольшое сокращение в первые месяцы было связано с окончанием программы льготного автокредитования, говорит Литвиненко.
О возможной стабилизации рынка говорил и Шрайбер. "Самый главный вопрос на повестке дня — сможет она (стабилизация) продлиться, или нет", — сомневался он. Не смогла. За полгода 2014 года продажи сократились на 7,6%, или на 101 тысячу машин. Начиная со второго квартала пошли серьезные кризисные явления и резкое сокращение объемов продаж практически у всех производителей за исключением отдельных премиальных марок, отмечает Черкин.
Производители отреагировали незамедлительно. Ford Sollers почти на два месяца остановил производство на своем заводе во Всеволожске — с 9 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня 2014 года. После этого все заводы компании, включая производственные площадки в Татарстане, перешли с двух- и трехсменного режима на односменный, а с всеволожского завода уволили около трети персонала (700 человек).
Масштабные сокращения в течение года проводил "АвтоВАЗ". В общей сложности завод планировал в 2014 году расстаться с 12,8 тысячи сотрудниками. В первом полугодии компанию покинули 5,1 тысячи человек, в том числе 2,8 тысячи рабочих, 2,3 тысячи руководителей, специалистов и служащих (РСиС). Большинство сокращений произошло из-за "естественной убыли персонала", отмечал в своем сообщении "АвтоВАЗ". Предполагалось, что во втором полугодии завод покинут 5,5 тысячи рабочих и 2,2 тысячи РСиС, при этом 2 тысячи рабочих уволены по сокращению штатов.
В различное время приостановить производство на короткий срок были вынуждены большинство автоконцернов, локализовавших свое производство в России.
Итоги девяти месяцев заставили государство в экстренном порядке запустить программу по утилизации. Программа обновления автопарка, позволяющая автовладельцам сдать на утилизацию или по схеме trade-in старый автомобиль и получить взамен скидку на покупку нового, в этом году стартовала 1 сентября и закончится 31 декабря. Первоначальное ее финансирование составляло 10 миллиардов рублей, однако впоследствии было решено выделить еще 2,9 миллиарда. Еще 10 миллиардов государство выделит на утилизацию в 2015 году. Основным выгодоприобретателем по этой программе стал "АвтоВАЗ" — компании удалось продать по программе более 40 тысяч машин. В целом по программе до 31 декабря предполагается продать 170 тысяч автомобилей.
Одним из важных итогов прошедшего в Набережных Челнах совещания стало поручение премьер-министра Дмитрия Медведева Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину совместно с участниками рынка подготовить обновленную стратегию развития автомобильной промышленности и внести документ в правительство до 2 декабря 2015 года. Предыдущую редакцию документа актуализировали в конце 2013 года, но ввиду быстро меняющихся реалий рынка назрела необходимость ее пересмотра, говорили участники рынка.
Инициативы правительства по программе обновления парка смогли замедлить падение рынка, констатирует Литвиненко. Продолжение утилизации поддержит низкий сегмент и российских производителей. В то же время, отсутствие программы льготного автокредитования еще больше усилит падение на рынке в следующем году из-за возросших ставок по автокредитам, уверен аналитик. "Следующий год может стать поворотным для российского автопрома с учетом курса и запуска новых моделей", — считает Литвиненко.