ЕКАТЕРИНБУРГ/МОСКВА, 27 дек — Р-Спорт, Александр Рогулев. Агентство "Р-Спорт" продолжает серию репортажей из городов, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года в России. Шестым эпизодом в нашем "сериале" станет репортаж из Екатеринбурга — самого восточного города будущего мундиаля, соединяющего Европу и Азию.
"Увидеть Екатеринбург, и умереть". Таким слоганом местные журналисты раскручивали свой город, намекая на то, что теперь он красив не меньше, чем Париж. Они, конечно, недалеки от истины. Но еще совсем недавно при фразе "умереть" в Екатеринбурге думалось совсем не о французской столице. Еще, кажется, вчера здесь можно было выходить на улицу и снимать фильм про криминал без специальных актеров. А сегодня Екатеринбург — это небоскребы, отреставрированные церкви и широкие проспекты. Я еду по центру города — и не успеваю смотреть по сторонам. Говоря общими словами, иностранца привезти сюда, поверьте мне, не стыдно. И не страшно.
Я приезжаю в Екатеринбург, когда над ним чуть ли не нависает угроза вылета из программы подготовки к ЧМ-2018. Мало того, что это самый дальний город турнира, так еще и со стадионом начинаются вопросы. То тут строят новый стадион, то реконструируют старый, то трибуны будут на 45 тысяч человек, то на 35. Целая история. Но в какой из самых высоких кабинетов не вхожу, там меня успокаивают.
"Да, возникла проблема, тогда это была объективная оценка, — соглашается губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. — Но сейчас мы уже вписываемся во все сроки, в декабре начат монтаж оборудования. И если вы нас называли проблемным городом, то было логично уточнять: это не из-за того, что мы плохо работаем, а потому что постоянно меняются условия. В частности, по вместимости. Тем не менее, ни на кого мы ответственность не перекладывали и просто работали".
Мы разговариваем с губернатором в VIP-ложе "Центрального" во время матча с "Рубином" — последнего для местного "Урала" до старта реконструкции на стадионе. Сама игра, скажем так, энтузиазма не вызывает. На улице холодно, где-то "-10", и замерзают не только болельщики, но и футболисты. Мяч чаще бывает в штрафной площади хозяев, и они по делу проигрывают со счетом 1:3. На пресс-конференции скандал, поливание судей и конспирологические теории — а я начинаю понимать, почему местные власти рады, что ФИФА все-таки им разрешила строить 35-тысячник. Делегат объявляет: на матче присутствовало 4200 зрителей.
"Содержание этого объекта лежит на плечах налогоплательщиков, — объясняет вице-премьер областного правительства Валентин Грипас. — Увеличение его вместимости, соответственно, увеличит расходы на эксплуатацию. Также учитывая, что постоянный состав болельщиков — в пределах 10-15 тысяч, даже 23-тысячника вполне хватит на сегодняшний день. А уж если "Урал" превратится в суперклуб, будет играть в Европе и претендовать на победу в чемпионате, у нас всегда будет возможность довести вместимость до искомых 35 тысяч".
Екатеринбург — отличный пример для других регионов в плане спорта, профессиональных клубов здесь достаточно. Помимо "Урала" здесь есть хоккей ("Автомобилист"), волейбол ("Уралочка"), баскетбол (УГМК), мини-футбол ("ВИЗ-Синара") и еще много чего. В начале века столица Урала обзавелась современными аренами, и теперь, похоже, второй раз за небольшое время обновит свой футбольный стадион.
Вместимость: около 35 тысяч зрителей (после ЧМ — около 25 тысяч);
дата сдачи: октябрь — май 2017 года;
стоимость строительства: около 8 млрд рублей
"Если долго мучиться, что-нибудь получится", — такой слоган должен быть у реконструированного стадиона "Центральный", если его все-таки благополучно сдадут в 2017 году. Целый год на разных уровнях уральские власти пытались уговорить ФИФА, чтобы им разрешили строить стадион на 35 тысяч зрителей. Дело было в историческом фасаде стадиона, который ну никак не позволял проектировщикам "впихнуть" туда 45-тысячные трибуны. И вот, когда в Екатеринбурге придумали раздвинуть памятник архитектуры и сделать из него входную группу, а не часть стадиона, в ФИФА вдруг решили пойти навстречу.
В итоге Екатеринбургу пришлось в срочном порядке снова пересматривать проект, а точнее — возвращаться к старому варианту, немного его переработав. С виду получается не так амбициозно, как было про 45-тысячнике, но главное, стадион наконец-то начнут реконструировать, тем более стоимость уменьшилась вдвое. В декабре должна закончиться подготовка к первым строительным работам. Зимой-весной будет произведена зачистка стройплощадки, проверка нового проекта госэкспертизой, и подготовка к реконструкции, а уже летом начнется возведение нового объекта. Теперь, разумеется, со старым фасадом — памятником культурного наследия.
Транспорт
На сегодняшний день аэропорт "Кольцово" является одним из наиболее подготовленных авиаузлов к чемпионату мира. Его загрузка — 1600 пассажиров в час — позволяет ему быть самым крупным региональным аэропортом России. Так что даже если бы мундиаль проходил сегодня, проблем с приемом гостей у Екатеринбурга не возникло бы. Год назад аэропорт "Кольцово" впервые с 1991 года преодолел планку в 4 миллиона пассажиров в год, а в этом должен ее еще чуть-чуть приподнять. Всего максимальный годовой пассажиропоток столицы Урала составляет 8 миллионов человек.
Терминал для внутренних авиалиний, открытый в этом году, уже удостоился нескольких архитектурных премий. Я, честно говоря, не увидел ничего необычного, но с удовольствием провел час за чашкой кофе в элегантном кафе прямо напротив своего выхода. Как минимум с розетками здесь куда лучше, чем в "Шереметьево". Несмотря на полную готовность, "Кольцово" ждет до 2018 года еще ряд преобразований: в частности, будет реконструирован международный терминал и построена многоуровневая парковка на 500 автомобилей.
Инфраструктура
Уже по дороге аэропорт можно увидеть первый объект чемпионата мира — гостиницу "Рамада". С отелями, кстати, у Екатеринбурга даже перебор: фонд составляет 9600 номеров, тогда как требования ФИФА — на две тысячи меньше. "Рамада" — совсем новая гостиница, и расположена удобно: аккурат между аэропортом и городом. Здесь неподалеку построят футбольное поле, и этот комплекс станет тренировочной площадкой для одной из команд-участниц перед их матчем на "Центральном".
Еще одна зона для команд будет находиться на стадионе "Калининец", его тоже скоро отремонтируют. Отдельно стоит сказать про "Уралмаш" — третью тренировочную площадку к ЧМ-2018. Сейчас там полным ходом идет строительство полноценного стадиона на 10 тысяч зрителей. Там будет играть "Урал", пока Центральный стадион находится на реконструкции. После чемпионата мира "Уралмаш", а также манеж и еще несколько зданий вокруг них превратятся в футбольную академию — одно из главных "последствий" мундиаля для Екатеринбурга.
Фан-зона: ЦПКиО им. Маяковского
Власти Екатеринбурга не стали идти легким путем, организуя фан-зону для болельщиков. В июле было принято окончательное решение перенести место под фестиваль болельщиков из Исторического сквера в центре города в парк имени Маяковского на юго-востоке. Там была фан-зона во время ЧМ-2014, и организаторы решили не искать добра от добра. Та площадка, которая использовалась минувшим летом, через четыре года станет основой, а для расширения зоны под требования ФИФА в парке проведут серьезные ремонтные работы.
Собственно, ради них и затевался перенос фан-зоны. Как говорят в администрации Екатеринбурга, главная задача — не просто принять несколько матчей чемпионата мира, но сделать их полезными для города. Пусть парк находится не совсем в центре, зато его реконструкция позволит Екатеринбургу получить за счет ЧМ-2018 новый объект, который будет приносить пользу городу еще много лет после турнира. Мы такую логику можем только приветствовать.