ХАБАРОВСК, 26 дек — РИА Новости. Россия может реализовывать проект развития Северного морского пути совместно с партнерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые заинтересованы в доставке своих грузов кратчайшим путем из Азии в Европу, заявил в пятницу вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Северный морской путь — кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР).
Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути с 33 суток до 20, соответственно, снижает стоимость доставки грузов.
"Мне представляется, что не совсем правильно реализовать проект Северного морского пути только усилиями России. Проект огромный и денег на него потребуется много. Он создает не только условия для перевозок с Дальнего Востока, но и из Китая, Кореи, Японии, соответственно, наши соседи, если им это интересно, должны иметь возможность подключиться к этому проекту, очевидно, контрольный пакет должен быть у РФ", — сказал Трутнев на пресс-конференции в формате видеоконференцсвязи.
По его словам, для развития перевозок понадобятся средства для строительства береговой инфраструктуры и ледоколов для проводки судов. Он отметил, что в последние годы в связи с глобальным потеплением ситуация для судоходства по северному пути улучшается. "Количество дней, когда этим путем можно пользоваться без дополнительной ледовой проводки, увеличилось", — сказал Трутнев.
Ранее сообщалось, что потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.
Перевозки по Северному морскому пути в конце 1990-х годов упали до 1,5 миллиона тонн в год, но в последнее время начали расти, и в 2010 году по этому маршруту доставили почти 3 миллиона тонн грузов.