ТЕЛЬ-АВИВ, 26 дек — РИА Новости. Экономические неурядицы на постсоветском пространстве, в том числе ослабление российского рубля, лишили израильскую медицину почти половины платных зарубежных пациентов и подталкивают отрасль к экстренным антикризисным мерам, включая снижение цен, сказал РИА Новости генеральный директор Израильской ассоциации медицинского туризма (IMTA) Лиор Краскин.
В период расцвета отрасли Израиль принимал, по оценкам собеседника, до 60 тысяч медицинских туристов в год, которые оставляли в кассах больниц и казне государства 1,2 миллиарда шекелей (свыше 300 миллионов долларов). Основной поток пациентов — более 65% — обеспечивала Россия, еще 15% приходилось на Украину, говорит Краскин.
"Последний месяц или даже последние несколько месяцев есть очень заметное снижение. Фактически сегодня можно однозначно сказать, что минимум на 40% упало количество приезжающих туристов, в том числе из России и Украины", — сказал он, назвав основным потребителем услуг отрасли представителей среднего класса.
"В Израиле понимают ситуацию, понимают, откуда приезжают туристы. Во всяком случае, члены нашей ассоциации это понимают. Было созвано экстренное совещание, на котором принято решение о срочных мерах для снижения цен. Так что сейчас не редкость увидеть скидки", — говорит Краскин.
Надежды на стабилизацию ситуации он связывает и со снижением курса шекеля к доллару, которое отчасти компенсирует ослабление рубля и дополняет традиционные преимущества Израиля — безвизовый режим и практическое отсутствие языкового барьера в местных клиниках.
Андрей Ефимович, создавший и обслуживающий мобильное приложение iBolit для связи потенциальных зарубежных пациентов с израильскими медкомпаниями, рисует мрачную картину состояния отрасли.
"Мы работаем с десятью компаниями медицинского туризма. Те, которые поменьше, у них вообще нет клиентов. Они сидят уже месяц-полтора вообще без никого. Компании покрупнее, которые привозили 30-40 пациентов в месяц, у них упадок процентов в 80", — рассказывает он.
Остатки спроса, по словам собеседника агентства, по-прежнему обеспечивает Россия. "Клиенты из Украины прекратились примерно в начале лета, и я даже знаю, что медицинские компании перестали рекламировать свои услуги на украинском рынке. Остались, в основном, две страны. Подавляющее большинство пациентов — это Россия, на втором месте Казахстан", — говорит Ефимович.
Всего год назад основной проблемой отрасли считалась дополнительная нагрузка на врачей и коечный фонд в ущерб "бесплатным" местным больным. Решать ее тогда предлагалось повышением налогов и введением прочих мер, ограничивающих приток пациентов из-за рубежа.