Для российско-аргентинских отношений уходящий 2014 год был годом, наполненным яркими событиями политического взаимодействия. Но и экономическая сфера не осталась в стороне — об активизации отношений в этой области в интервью корреспонденту РИА Новости Олегу Вязьмитинову рассказал торговый представитель России в Аргентине Сергей Деркач.
— Сергей Владимирович, уходящий год стал во многом знаковым для политической составляющей российско-аргентинских отношений. Можно ли то же самое сказать о торгово-экономической сфере нашего взаимодействия?
— Конечно, в уходящем году в торгово-экономической сфере не произошло столь значимых событий, как в области политических отношений, однако появился ряд проектов, которые могут принести весомые плоды в обозримом будущем. В первую очередь я имею в виду заинтересованность российских компаний в строительстве крупных энергетических объектов и налаживании производственной кооперации с аргентинским бизнесом. Энергетика традиционно занимает особое место в наших отношениях, Советский Союз, а затем Россия внесли значительный вклад в сооружение гидравлических и тепловых электростанций в Аргентине.
В настоящее время "Силовые машины" завершают монтаж российского оборудования на ГЭС "Пунта Негра" в провинции Сан Хуан. Российские компании готовы продолжить эту добрую традицию и совместно с аргентинскими партнерами принимают участие в торгах на сооружение ГЭС "Чиуидо-1". (В субботу министр экономики и министр планирования Аргентины сообщили, что по результатам тендера компания из РФ "ИНТЕР РАО — Экспорт" примет участие в строительстве ГЭС "Чиуидо-1" — ред.).
Кроме того, российская компания "Тролза", подписавшая в мае контракт на поставку партии современных троллейбусов в Кордобу, проявляет готовность создать совместное производство этого вида транспорта с аргентинским партнером. Троллейбусы будут востребованы и в Аргентине, и в других латиноамериканских странах, стремящихся сохранять здоровье своих граждан и защищать окружающую среду. Таким образом, существует перспективный рынок для размещения производства на континенте.
Ведутся переговоры о совместном производстве некоторых видов нефтедобывающего и перерабатывающего оборудования.
— После известных событий, связанных с санкциями в отношении РФ и ответными мерами, предпринятыми нашей страной, многие заговорили о том, что увеличится импорт из латиноамериканских стран, в частности из Аргентины. Можно ли говорить о том, что эти ожидания оправдались? Увеличила ли Аргентина экспорт в Россию своих традиционных экспортных товаров? Появились ли какие-либо новые направления экспорта? Появились ли уже соответствующие статистические данные?
— В целом надежды оправдываются. По некоторым видам товаров поставки увеличились. Например, за весь 2013 год было экспортировано в Россию рыбы и морепродуктов на сумму 23 миллиона долларов, а за 9 месяцев 2014 года — на 25 миллионов долларов. Если сравнить поставки мясных продуктов за период январь — сентябрь 2013 и 2014 годов, то они составили 124 и 167 миллионов долларов соответственно. Причем продажи значительно увеличились в период июль — сентябрь текущего года.
Здесь следует пояснить, что в первую очередь речь идет об увеличении экспорта куриного мяса, которое в Аргентине не квотируется и не облагается экспортными пошлинами. В конце ноября я посетил компанию, занимающуюся переработкой курятины. Это предприятие оставило очень приятное впечатление: современное оборудование, высокий уровень санитарии. По словам руководства, ранее компания отгружала в Россию в среднем 40 тонн продукции ежемесячно, а в сентябре и октябре отгрузки выросли до 500 тонн в месяц. В настоящее время компания проходит сертификацию на поставку свинины.
Наблюдается рост оборота по традиционной для нашей торговли статье "молочная продукция".
В том, что касается новых направлений, то можно упомянуть значительный рост 2014 году импорта сахара и кондитерских изделий: с 0,5 до 6,6 миллиона долларов США. Конечно, причины столь резкого увеличения оборота требуют дополнительного анализа.
— Осенью этого года появлялись и скептические комментарии, авторы которых утверждали, что через год режим санкций изживет себя, России вновь станет выгоднее закупать продовольствие в ЕС и США, а Латинская Америка, дескать, может остаться с обманутыми ожиданиями. Есть ли основания для подобных предположений?
— Будем надеяться, что здравый смысл возобладает и режим санкций, показав взаимную невыгодность, уйдет в прошлое. В то же время, можно сказать, что конкурентоспособные и высококачественные товары из Латинской Америки, которые займут освободившееся сейчас ниши, будет весьма непросто вытеснить с российского рынка. Как следует из бесед с местными предпринимателями, они готовы бороться за свое место.
— В последние месяцы развивались активные контакты между "Газпромбанком" и аргентинским банком "Насьон", Аргентину посетила представительная бизнес-миссия из российских компаний. В аргентинской прессе много писалось о заинтересованности российской стороны в участии в разработке месторождения "Вака Муэрта". Как развивается сотрудничество в этом направлении?
— Действительно, "Газпромбанк" и "Банк Ла Насьон Архентина" в ноябре подписали меморандум о сотрудничестве и наметили конкретные шаги по его осуществлению. Думаю, что этот важный шаг будет способствовать развитию всего комплекса торгово-экономических отношений, так как компании обеих стран нуждаются в обслуживании счетов, выдаче гарантий, финансировании и других банковских продуктах.
Недавно в Аргентине находилась российская бизнес-миссия, в которую входила, в частности, компания ERIELL Group. Эта международная компания оказывает сервисные услуги и, насколько я понимаю, реально заинтересована в разработке нефтяных и газовых месторождений на территории Аргентины.
— Как развивается взаимодействие РФ и Аргентины в энергетической сфере, в сфере мирного атома, в гидроэнергетике? Появились ли какие-либо новые проекты по итогам недавних переговоров в Москве главы аргентинского министерства планирования Хулио Де Видо?
— В отношении гидроэнергетики я говорил выше. В том, что касается атомной энергетики, можно отметить подписание прошедшим летом соглашения о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях. "Росатом" планирует принять участие в торгах на сооружение новой АЭС в Аргентине, на которой будут применяться технологии, основанные на использовании легкой воды и обогащенного урана. Как известно, Россия располагает самыми современными и надежными технологиями, а также готова предоставить финансирование на конкурентных условиях.
— Говоря о российском экспорте, какие товары российского экспорта наиболее востребованы? Какие ниши иностранные компании хотят занять на российском рынке?
— Наиболее востребованы, как и ранее, энергетическое оборудование, удобрения, нефтепродукты. Надеюсь, что нам удастся диверсифицировать товарную номенклатуру за счет продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе при реализации проектов промышленной кооперации, которые ранее упоминались. Кроме того, хочу упомянуть такое перспективное направление, как фармацевтика. На днях у меня была встреча с исполнительным директором палаты предпринимателей фармацевтической промышленности Хуаном Карлосом Лопесом. Он сообщил о заинтересованности ряда производителей лекарственных средств в установлении сотрудничества с российскими компаниями в целях организации совместного производства, в частности инсулина.
При этом стоит отметить двоякую выгоду. Аргентинцы готовы к организации совместного производства инсулина на территории России с передачей технологий и ноу-хау. Одновременно участие российских компаний в производстве инсулина на территории Аргентины дает возможность выхода на весь латиноамериканский рынок. Хотелось бы в следующем году добиться конкретных результатов.
— Каковы перспективы взаимодействия по линии ЕАЭС-Меркосур, учитывая недавний визит в Буэнос-Айрес министра по торговле Евразийской экономической комиссии?
— Переговоры прошли весьма продуктивно. Они показали взаимный интерес и готовность к налаживанию сотрудничества. На первом этапе взаимодействие, видимо, будет проходить в форме обмена информацией и опытом в создании интеграционных союзов. Вместе с тем очевидно, что существует экономическая взаимодополняемость между двумя группами стран, и она составляет объективную основу для выхода на более высокие уровни сотрудничества.
— Как недавняя реформа торгпредств сказалась на работе торгового представительства в Аргентине? Можно ли сказать, что с проведением реформы торгпредства становятся реальными помощниками бизнеса, оказывающими информационную и юридическую поддержку компаниям?
— Реформа торгпредств дала более четкие ориентиры в нашей работе, расставила систему приоритетов и определила методику оценки вклада в решение задач по развитию торгово-экономического сотрудничества. Одним из главных принципов работы является ориентированность на интересы клиента, т.е. российского бизнеса. Довольно много российских компаний проявляет интерес к аргентинскому рынку. А он весьма непростой, в частности государством проводится активная политика сдерживания импорта, развития импортозамещающих производств. В этой связи роль торгпредства существенно возрастает в плане оказания информационных, консультационных и организационных услуг, поиска местных партнеров. Можно сказать, что эффективность работы возросла, но существует и значительный потенциал, который надо использовать.
— Какие перспективы ждут российско-аргентинские экономические отношения в 2015 году? На какие показатели хотелось бы выйти?
— Надеюсь, что в 2015 году удастся приступить к осуществлению проектов в области ТЭК, транспорта, фармацевтики. Будем продолжать работу по увеличению поставок необходимых России продовольственных товаров: мясных, рыбных, молочных.
Трудно говорить о конкретных цифрах. Хотелось бы выйти на устойчивый рост двустороннего товарооборота за счет промышленной продукции. Этого можно будет добиться в случае реализации крупномасштабных проектов.