Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Сотрудники Третьяковки развенчали мифы вокруг "Троицы" Рублева

В последнее время появилось много "неадекватных" версий, так как "Троица", будучи легендарным произведением искусства, вызывает ажиотаж в "около культурной тусовке", которой хочется найти в святыне какую-то тайну, загадку и интерпретировать ее в духе "кода Да Винчи". Исследование иконы сотрудниками Третьяковки позволило опровергнуть многие мифы.

МОСКВА, 23 дек – РИА Новости. Сотрудники Третьяковской галереи с помощью современных технических методов исследования – рентгена, ультрафиолета и микроскопов — установили, какие фрагменты знаменитой иконы "Троица" действительно принадлежат кисти Рублева. Результаты работы ученых опубликованы в изданной музеем книге "Андрей Рублев. Святая Троица".

"Троица" была написана Рублевым приблизительно в начале XV века. Позже икона несколько раз поновлялась. Расчистки XX века помогли снять слои поздней живописи, но не до конца. Оставалось неясным, какие же именно фрагменты иконы принадлежат кисти Рублева, а какие были утрачены и дополнены при реставрационных работах.

"Реставрационные исследования важны не только сами по себе, но и для решения целого ряда других вопросов, связанных с историей, иконографией, интерпретацией образа. Никто новых открытий совершать не собирался, весь комплекс источников, в которых "Троица" упоминается, давно всем хорошо известен. Моей задачей по историко-иконографической части книги было выбрать из всего многообразия существующих версий те, которые представляются наиболее разумными и наиболее взвешенными и адекватными", — сказал на презентации книги один из авторов исследования, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян.

По его словам, в последнее время появилось много "неадекватных" версий, так как "Троица", будучи легендарным произведением искусства, вызывает ажиотаж в "около культурной тусовке", которой хочется найти в святыне какую-то тайну, загадку и интерпретировать ее в духе "кода Да Винчи". Проделанное исследование иконы позволило опровергнуть многие мифы.

В свою очередь, второй автор книги, художник-реставратор Дмитрий Суховерков, рассказал, что же именно помогло установить исследование иконы. Так, изучение расположения следов от гвоздей, с помощью которых к иконе прикреплялись оклады, показало, что раньше многие детали композиции "Троицы" были других пропорций: палаты были со временем заужены, гора и дерево видоизменены, а  чаша, которая находится в центре композиции, первоначально имела другую форму.

Исследование также помогло установить сохранность ликов ангелов. Практически вся опись глаз левого и центрального ангелов первоначальная, кисти Рублева принадлежит и румянец на щеках. Левый же глаз правого ангела видоизменен: исследования под микроскопом показали, что зрачок кисти Рублева расположен немного в другом месте. Уголки губ ангелов повреждены, однако сами губы принадлежат авторству Рублева.

Ученые признали, что вопросы вокруг "Троицы" все же не исчезнут: есть еще неясности относительно точности датировки написания и реставрации святыни, а так же относительно присутствия некоторых деталей в оригинале. Сотрудники музея сообщили, что, возможно, в дальнейшем приступят к исследованию при помощи взятия проб. Однако такой метод разрушителен для иконы: хотя их берут в микроскопических количествах, из-за невозможности их долго сохранять, эту процедуру придется проводить раз в десятилетие, что со временем неизбежно отразится на облике иконы.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала