МОСКВА, 23 дек — РИА Новости. Крупнейший поставщик штампованных деталей для завода "Рено-Россия" (ранее ОАО "Автофрамос"), компания "Альфа Автоматив Техноложиз" (ААТ), уйдет с российского рынка в случае, если ей не удастся сохранить производство на территории бывшего завода ЗиЛ, заявил один из акционеров ААТ — японская IHI Corporation.
Таким образом, завод "Рено-Россия", производственные площадки альянса Renault-Nissan-Avtovaz, СП GM-Avtovaz и "ПСМА Рус" могут остаться без одного из ключевых поставщиков металлических штамповок.
Свертывание производственной деятельности ААТ приведет к остановке основного конвейера предприятия "Рено-Россия", ряда конвейеров на предприятиях "АвтоВАЗа" и СП GM- Avtovaz, что нанесет заметный урон динамике развития автомобилестроительной отрасли РФ, отмечается в письмах IHI, которые компания во вторник направила в правительства РФ и Москвы.
ААТ образована в 2007 году АМО "ЗиЛ" (51%) и японской корпорацией тяжелого машиностроения IHI Сorporation (49%). Производство находится на территории ЗиЛа и занимает 5,8 гектара, включая открытые площадки. С апреля 2008 года компания производит более 150 видов штампованных автокомпонентов (в их числе крыша, капот и крылья) для более 250 тысяч машинокомплектов по заказу заводов "Рено-Россия", "АвтоВАЗ" и "ПСМА Рус". В 2016 году запланировано начало производства компонентов по заказам предприятия GM-Avtovaz.
Последствия для отрасли
Представитель Renault сказал РИА Новости, что ААТ является крупнейшим поставщиком штампованных изделий для всех моделей, производимых на заводе "Рено-Россия" в Москве.
Представитель "АвтоВАЗа" не смог предоставить оперативный комментарий. Представитель GM-Avtovaz сказал, что ААТ номинирована по проекту нового поколения Chevrolet NIVA и на нынешнюю модель ничего для СП не поставляет.
"Оттуда идет меньше половины штамповки — одно или два наименования, но это очень важные детали конструкции автомобиля", — отметил представитель ПСМА. По его словам, это детали для Citroen C4 Sedan и Peugeot 408.
В письмах, копии которых есть у РИА Новости, руководство компании выражает глубокую озабоченность решением правительства Москвы по проведению торгов земельными участками промышленной зоны территории ЗиЛа для реализации девелоперских проектов, где с 2007 года локализованы производственные мощности российско-японского предприятия ААТ.
Кто строится в ЗиЛе
В апреле 2014 года ЗАО "ЛСР Недвижимость — М" (предприятие петербургского девелопера "Группа ЛСР") победило в конкурсе по продаже 100% ООО "Промобъект" и получило право на редевелопмент 65 гектаров земли в промзоне ЗиЛ. Компания предложила за лот 28 миллиардов рублей при стартовой цене 23,4 миллиарда. Решение о передаче остальной территории АМО "ЗиЛ" под девелоперские проекты пока не принято, сказал РИА Новости представитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
"Какая-то промышленность на ЗиЛе останется, но какая — пока решается", — сказал, в свою очередь, РИА Новости заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительства Марат Хуснуллин.
Правительство Москвы предложило компании площадку в пределах городской черты для переноса производства ААТ, говорится в письме IHI. Но, по мнению руководства японской компании, перенос крупного высокоточного производства и строительство нового завода ААТ повлекут приостановку конвейеров "Рено-Россия", "АвтоВАЗа" и СП GM-Avtovaz и потребуют длительного времени, значительных финансовых и технологических ресурсов.
В случае прекращения производства, ААТ должно будет выплатить за простой конвейеров автопроизводителей около 3 миллиардов рублей в год в виде штрафов, японская компания IHI понесет потери в размере более 1,5 миллиарда рублей по займам, кредитам и гарантиям, говорится в материалах компании, с которыми ознакомились РИА Новости. Предприятия российской металлургической отрасли недополучат более 2 миллиардов рублей ежегодной выручки.
Если не удается сохранить производство
"Если не удаться сохранить производство ААТ в промышленной зоне на территории бывшего завода ЗиЛ, то IHI будет вынуждена рассмотреть вопрос о свертывании дальнейшей локализации промышленных производств и уходе с российского рынка из-за отсутствия непредвиденных инвестиционных ресурсов в корпоративном бюджете", — предупреждает руководство компании в письме.
При этом в настоящее время ААТ располагает портфелем заказов на будущие периоды, что позволит увеличить выручку в 2015-2017 годах в 4,5 раза — до 13,5 миллиарда рублей и выше, говорится в материалах IHI. Также, за этот период операционная прибыль предприятия может увеличиться в 4,5 раза — до 609 миллионов рублей, налоговые отчисления — в 3,6 раза, до 605 миллионов. Помощник гендиректора ААТ Максим Кондратьев сказал РИА Новости, что официальных бумаг о переносе предприятия от правительства Москвы не поступало.
Письма со схожим содержанием руководство IHI направило во вторник вице-премьеру Игорю Шувалову, министру промышленности и торговли Денису Мантурову, а также руководителю департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Олегу Бочарову.
Известно, что в правительстве Москвы создается рабочая группа по урегулированию ситуации вокруг ААТ, куда IHI делегировала главу московского представительства Атсуси Яги и предпринимателя Зоригто Саханова, консультанта проектов IHI в России, председателя совета директоров группы компаний "Агро-Инвест".
История Мосавтозила
Кроме ААТ, на территории ЗиЛа сохранилось еще одно предприятие — "Мосавтозил" (совместное предприятие Московской мэрии и Сбербанка). Немецкий автоконцерн Daimler вел переговоры с "Мосавтозилом" о сборке люксовых MercedesW222 на московской площадке.
По словам источника РИА Новости на предприятии, Daimler, скорее всего, откажется от этой площадки из-за планов московских властей передать территорию ЗиЛа девелоперам. Заводу предложили переехать в Южный порт, Западное Бирюлево или Бутово. "Но все предложенное не соответствовало базовым техническим требованиям проекта, мало площади", — говорил бывший директор завода Игорь Кульган.
О завершении переговоров немецкого концерна с "Мосавтозилом" РИА Новости говорил и заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дутов.
"Они (Daimler) общаются со многими, в том числе и со своими традиционными партнерами — с КАМАЗом и с ГАЗом. Я думаю, что в течение 2015 года Mercedes примет решение и будет присутствовать в России. Я уверен, что они ходят и торгуются со всеми. Их переговоры с "Мосавтозилом" закончились. Я знаю, что у правительства Москвы другие планы на эту территорию", — рассказал замминистра.