Даниэль Зубов (США), Центр международной журналистики и исследований «Россия сегодня»
Центральное разведывательное управление долго пыталось скрыть истинное положение вещей. Однако комитет сената по разведке, тем не менее, сумел выпустить изложение доклада о программе по организации задержаний и допросов. В просторечье его сразу окрестили «докладом о пытках».
В документе подробно описывается, как «сотрудники ЦРУ при поддержке двух независимых подрядчиков приняли решение начать широкую программу тайных задержаний и использования жестоких техник ведения допросов. Это нарушало законы США, договорные обязательства страны, и попирало наши общепризнанные ценности».
Доклад открывается меморандумом, представленным 17 сентября президенту Джорджу Бушу директором контртеррористического центра ЦРУ Кофером Блэком. Как утверждается, этот, все еще засекреченный документ позволял ЦРУ заниматься похищениями людей, причем право принятия подобных решений делегировалось директору управления Джорджу Тенету.
8 октября Тенет делегировал эти полномочия Блэку и заместителю директора по операциям Джеймсу Пэвитту. В докладе не называется имени ответственного сотрудника, руководившего программой, однако указывается, что тот лично проводил «тренировки по проведению допросов» с гондурасскими террористами.
Далее в докладе подробно описывается, как официальные представители ЦРУ занимались подкупом дружественных Соединенным Штатам правительств Польши, Литвы, Румынии, Египта и Марокко с целью размещения на территории этих стран секретных тюрем. Данные, касающиеся объема средств, выплаченных Польше, а также имя получателя, были отредактированы.
Доклад также рассказывает о целой сети адвокатов и официальных лиц, которые пытались найти юридическое оправдание жестокости, скрыть преступления и руководить пропагандистской деятельностью «лояльных» журналистов. Этому посвящен раздел доклада, озаглавленный «Обзор выступлений ЦРУ в СМИ относительно секретной программы».
14 сентября 2001 года единственным законодателем, выступившим против использования американских войск в Афганистане, стала конгрессмен Барбара Ли. Свое выступление она закончила фразой, услышанной на поминовении жертв теракта в Национальном соборе Вашингтона: «В своем ответе мы не должны стать тем злом, которое осуждаем». Резолюция, против которой она выступала, предоставляла президенту Бушу полномочия «использовать все необходимые и соответствующие задаче силы против тех стран, организаций или лиц, которые, по мнению президента, планировали, санкционировали, совершали или помогали проведению террористических ударов 11 сентября 2011 года или укрывали подобные организации или лиц. Целью этих действий является предотвращение в будущем любых актов международного терроризма против Соединенных Штатов со стороны таких стран, организаций или лиц».
17 сентября эти полномочия были истолкованы Кофером Блэком и его юристами, чьи имена не разглашаются, как разрешение на проведение самой жестокой и агрессивной внешней политики за последние 15 лет.
Честное признание о существовании программы пыток и устранение ее последствий должно в корне изменить основы американской внешней политики.
Законодательство, запрещающее уже запрещенные практики, не будет иметь никакого эффекта, если преступники не будут наказаны. Специальный докладчик ООН по контртерроризму и правам человека откликнулся на публикацию доклада, написав, что «в соответствии с нормами международного права США по закону обязаны предать виновных в руки правосудия».
В то же время Джон Ю по-прежнему преподает на кафедре им. Эммануэля Хеллера юридического факультета университета Беркли. В 2012 году суд, с одобрением относившийся к использованию государством властных полномочий, предоставил ему правовой иммунитет.
Кофер Блэк, автор воспоминаний, где он говорит о легальности пыток, оставил свой пост в ЦРУ и сейчас трудится в Blackwater.
Джей Байби продолжает работать судьей того же самого окружного суда, что предоставил иммунитет Джону Ю.
Джеймс Пэвитт сегодня старший советник в консалтинговой фирме Брента Скаукрофта.
Дэвид Аддингтон – вице-президент исследовательской группы в крайне правом аналитическом центре Heritage Foundation.
Джордж Тенет получил президентскую «Медаль свободы», затем стал консультантом английского производителя военных роботов. Сегодня он трудится в хорошо известном своей секретностью банке Allen & Co.
Джон Бреннан, которого доклад обвиняет во лжи избранному президенту Обаме в ходе брифинга, непосредственно предшествовавшего церемонии инаугурации в 2001 году, был исполнительным директором ЦРУ. Затем, невзирая ни на что, в 2009 году стал советником президента по контртеррористической деятельности. С 2013 года Бреннан являлся директором ЦРУ. На этом посту он руководил операциями прикрытия, включая незаконный доступ к компьютерной сети комитета сената по разведке.
Борющийся против злоупотреблений американских спецслужб быв. сенатор Юдолл 17 декабря повторно призвал к отставке Бреннана.
В то время как ООН напоминает об отсутствии каких-либо оснований для дальнейшего укрывательства преступников от правосудия, Бреннан продолжает возглавлять ЦРУ.
Признание сенатом роли конкретных лиц, руководивших пытками и оправдывавших их, может быть первым шагом в направлении правосудия. Однако до того дня, когда ужасы пыток окажутся на свалке исторического варварства, Америке предстоит пройти еще долгий путь.