МОСКВА, 22 дек — РИА Новости. Руководство Тегерана заинтересовано решить иранскую ядерную проблему как можно скорее и в установленные сроки, однако лидеры страны имеют свой лимит уступок, на которые они готовы пойти. Такое мнение выразили эксперты в ходе круглого стола в МИА "Россия сегодня".
В ноябре 2013 года в Женеве "шестерка" международных посредников (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия) и Иран договорились подготовить соглашение, которое гарантирует исключительно мирный характер ядерной программы Тегерана в обмен на полное снятие санкций. Спустя год такое соглашение не было выработано в срок — к 24 ноября, существует лишь "промежуточный план действий". Стороны продлили переговоры до конца июня.
Последний раунд нового цикла переговоров "шестерки" и Тегерана на уровне политдиректоров прошел на минувшей неделе в Женеве. По его итогам замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что негативных факторов, сдерживающих прогресс, стало гораздо меньше и можно говорить о том, что доверие постепенно формируется. Следующий раунд переговоров планируется провести в середине января.
Иран готов идти на компромисс
При этом эксперт выразил уверенность, что сложная экономическая ситуация в стране, связанная как с ценами на нефть, так и санкциями США "только консолидируют иранское общество, чтобы быстрее дойти до решения и дают своим лидерам карт-бланш в этом вопросе".
"Иран крайне заинтересован в том, чтобы быстрее решить этот вопрос и перевернуть эту сложную страницу в их истории. Иранское руководство понимает, что нужно идти на компромисс с мировым сообществом. Но совершенно очевидно, что запас уступок Ирана четко ограничен. И если пойти на их, то возникает угроза национальной безопасности Ирана. И Иран на это не пойдет", — отметил Сафаров.
Экономика зависит от переговоров
В свою очередь, замдиректора Института прогноза и политического урегулирования Александр Кузнецов разделяет мнение, что Иран уже пошел на максимум уступок. По его словам, иранская экономика подпадает под все большее влияние от исхода переговорного процесса, в стране существенно растут цены.
"Конечно, определенные круги, рассчитывают, что если этот тренд будет продолжаться, то в определенной степени будет влиять на иранскую позицию в сторону все больших уступок. С другой стороны, внутриполитический консенсус в стране по этому вопросу тоже начинает постепенно размываться, и слышны голоса критики в адрес кабинета Хасана Роухани, который поставил все на одну карту, необходим дифференцированный подход", — отметил Кузнецов.
Ключевой игрок в регионе
При этом, по мнению Кузнецова, иранское руководство это прекрасно понимает, и собирается использовать.
"В Тегеране очень рассчитывают использовать на переговорах с США, может не публичных, борьбу с экстремизмом и, в частности, с ИГ. Внутри страны очень часто проводится идея, что без Ирана никакая борьба невозможна и Западу нужно кооперироваться с Ираном, потому что он является ключевым игроком в регионе. Это подтверждает и недавнее выступление духовного лидера аятоллы Али Хаменеи, в котором было недвусмысленно заявлено, что ни одну проблему от Йемена до Ливана невозможно разрешить без Тегерана", — отметил он.
Западу нужно пересмотреть свои подходы
В свою очередь руководитель группы советников Российского института стратегических исследований Владимир Козин не разделяет оптимизма по поводу заключения соглашения между "шестеркой" посредников и Ираном в установленный срок. "У меня нет большого оптимизма, что предстоящие переговоры увенчаются успехом к тому сроку, который был обозначен. Не должно быть чрезмерного прессинга в вопросе ИЯП. Если компромисс не будет достигнут, я не опасаюсь, что проблема перейдет на вторую половину 2015 года — ничего страшного не произойдет. Гораздо правильнее вести переговоры, чем воевать", — сказал Козин.
"Во-первых, чрезмерное давление на Иран со стороны "ядерной тройки" (США, Великобритания, Франция) плюс неядерной Германия. От Тегерана они требуют гораздо больших уступок чем те, на которые они сами готовы пойти. Это неправильно и несправедливо — любые переговоры, если стороны стремятся достигнуть реальной договоренности, должны строиться по формуле баланс интересов равен балансу и пропорциональности компромиссов", — считает эксперт.
Второй причиной он назвал серьезное "психологическое, экономическое, политическое, военное давление" на Тегеран, которое оказывают западные партнеры. "Для такого государства как Иран, абсолютно не лучший способ убедить его пойти на какие-то конструктивные решения", — уверен он.