МОСКВА, 22 дек — РИА Новости, Ирина Нехорошкина. Начало 2014 года многие связывали с надеждами на увеличение туристических потоков в Россию, в том числе благодаря зимним Олимпийским играм в Сочи. Эти чаяния в основном сбылись, и страна получила курорт, способный составить конкуренцию знаменитым мировым аналогам.
Никто не рискнул бы в начале года прогнозировать глобальные катаклизмы, но обстановка в стране, в мире, в политике, в экономике, болезненно отразилась именно на туризме, ибо отрасль путешествий и гостеприимства оперативнее других реагирует на любые негативные явления.
Специалисты отмечают, что уходящий год стал для российского туризма знаковым и заставил изменить ориентацию с выездного на внутренний.
Всемирный праздник спорта
Зимние Олимпийские игры 2014 года с нетерпением, надеждами и тревогами ждали несколько лет. Он прошел весьма успешно, но о его влиянии на туристический рынок судить придется гораздо позже.
Сегодня к 27 тысячам мест размещения в радиусе 50 километров от Сочи добавили еще 24 тысячи новых мест, что позволит в скором времени увеличить количество отдыхающих практически на 100%, а не на 30%, как это получилось в 2014 году.
Помимо гостиниц и транспортных коммуникаций в Сочи появились новые рестораны, гипермаркеты, пешеходные зоны, российский Диснейленд "Сочи Парк", различные аттракционы и экскурсионные маршруты. Однако градоначальник считает, что "новые объекты еще специально не рекламировали, их еще мало кто знает. Поэтому реальный потенциал олимпийской зоны будет понятен только в 2015 году".
Помимо новых туристических объектов Сочи обогатился и современной транспортной инфраструктурой, которая позволила не только полноценно использовать новый потенциал, но и реанимировать старые возможности. Решение транспортных проблем возродило славу уникального российского бальнеологического курорта Мацеста, который из-за труднодоступности давно уже прозябал на задворках Большого Сочи.
В 2014 году Россия получила в образе Сочи первый круглогодичный курорт мирового уровня, где зимний горнолыжный сезон начинается спустя пару месяцев после завершения бархатного сезона, и наоборот. А санатории Мацесты и других зон Большого Сочи готовы принимать отдыхающих без перерывов и оглядки на времена года.
Моря в стране стало больше
Еще в начале 2014 года общая протяженность береговой линии Черного моря на территории России была менее 500 километров, и далеко не все эти территории оставались пригодными для купания и в качестве пляжей. В марте, в связи с событиями на Украине и присоединением Крымского полуострова к России, наша страна получила доступ к 750-километровому участку черноморской береговой линии дополнительно. Пусть пока не все прибрежные участки в Крыму еще оборудованы для полноценного отдыха, однако министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко уже выразила надежду, что в скором времени 563 километра пляжей обретут своего истинного хозяина в лице государства.
После вхождение в состав России полуостров уже принял около 3,6 миллиона туристов, а в 2015 году эта цифра должна вырасти еще как минимум на миллион человек.
Кроме того, не стоит забывать, что два миллиона самих крымчан — это реальный туристический потенциал, готовый активно путешествовать по России.
Туристические рекорды Кубани
Еще в начале года было очевидно, что посещаемость Краснодарского края вырастет благодаря Олимпиаде, но кто бы мог подумать, что рост этот будет спровоцирован, в том числе и присоединением Крыма.
Получилось так, что российские отдыхающие, которые решили самостоятельно посетить полуостров, но столкнулись с огромными очередями на паромную переправу, меняли свои планы и оставались на Черноморском побережье Краснодарского края. Так города и прибрежные поселки Черного и Азовского морей на Кубани получили дополнительный приток туристов за счет Крыма.
Число туристов на курортах Краснодарского края в этом году выросло на 10% — почти до 13 миллионов человек.
Силовые потери в туризме
Апрель 2014 года запомнился турбизнесу тем, что сотрудникам силовых и некоторых других ведомств было рекомендовано не покидать пределы России даже на время отпусков.
После того как были озвучены рекомендации для сотрудников силовых структур, стали аннулироваться уже забронированные туры. По самым приблизительным подсчетам только в этом сегменте рынок не досчитался порядка 1,5 миллиона клиентов.
Это стало серьезной потерей не только для зарубежного туризма, но и для отечественных туристических компаний, поскольку силовики составляли от 10 до 15% клиентской базы по всей стране.
С чего начинаются кризисы
Серия банкротств туристических фирм, неожиданных и для потребителей турпродукта, и для профессионалов турбизнеса, началась еще в 2013 году, когда рынок выглядел достаточно стабильным. Настоящий исход компаний из бизнеса начался уже в текущем году, причем практически никому из игроков не удалось прекратить деятельность без потерь для туристов и партнеров, хотя почти все уходили по-английски, без предупреждения.
Если не брать во внимание совсем мелкие агентства, то начать поминальный список 2014 года стоит с одного из старейших российских туроператоров — петербургской компании "Нева", которая нанесла удар по рынку 16 июля. Через девять дней отметилась московская фирма "Роза ветров Мир", за ней последовали "Экспо-тур", "Идеал-тур", "Лабиринт", "ИнтАэр", "Нордик Стар", "Сургуткурорт", "Ветер странствий", "Атлас", "Милана Тур", "Авиачартер-ДВ", "Словекс-Турне", "Южный крест", "Верса" и другие.
Как результат — десятки тысяч туристов потеряли деньги и лишились отдыха, а те, кто успел заехать по оплаченным турам, провели немало неприятных часов и дней под угрозой выселения из отелей, которым ничего должны не были. Для них отдых стал тяжелым испытанием: россиян выгоняли на пляжи, блокировали номера, требовали повторной оплаты за проживание, многие не знали, когда и как возвращаться на родину.
Туристическое самосознание
Финансовая помощь государства для эвакуации пострадавших туристов не потребовалась: практически всех, кто попал в патовую ситуацию не по своей вине, эвакуировала ассоциация "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь".
Когда в 2012 году вопрос о создании этого компенсационного объединения только обсуждался в профессиональных кругах, многие выступали против реализации идеи с "кассой взаимной туристической помощи". Крупные игроки рынка не хотели платить взносы пропорционально своим доходам (0,1% объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации выездного туристического продукта), а мелкие и средние фирмы сопротивлялись принятию усредненной суммы (не ниже 100 тысяч рублей в год, не считая вступительного взноса). В итоге никто не внес в фонд сумму в размере 0,1% оборота, все ограничились минимальными взносами в 100 тысяч рублей, разве что особо крупные туроператоры раздробились на два-три подразделения и внесли минимальные суммы несколько раз.
В кризисный туристический период ассоциация "Турпомощь" на 80 рейсах помогла эвакуировать более 38,4 тысячи туристов. При этом из бюджета страны не было использовано ни одного рубля, не привлекались даже силы МЧС. При этом сам фонд не был исчерпан полностью и сохранил около 90 миллионов рублей.
Туризм в государственном масштабе
Туристический кризис настолько потряс саму отрасль, что представители государственных структур всерьез задумались над тем, как регулировать этот непонятный частный бизнес.
Как следствие, в середине сентября на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов был размещен проект ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации". После этого началось масштабное обсуждение того, что необходимо изменить на законодательном уровне, чтобы сделать туристическую отрасль максимально прозрачной и юридически ответственной.
Идея обязать туроператоров выдавать туристам за сутки до путешествия все документы, включая билеты в обе стороны, учитывая напряженную ситуацию на рынке, оказалось настолько актуальным, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление на это счет уже 22 сентября. Теперь работникам многих сфер, связанных с туризмом, предстоит пересмотреть свои отношения, чтобы обеспечить реализацию этой инициативы, которая будет способствовать повышению правовой защищенности туристов.
Наконец 15 декабря 2014 года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об усилении ответственности участников рынка туризма и повышении уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы России. Далеко не все предложения устраивают участников рынка, но пока остановились на том, что до принятия окончательного варианта будут проведены консультации и доработки. Пусть туризм заканчивает год со старым законом, но есть надежда, что в наступающем году вступит в силу новый.
Невзгоды, кризисы и лишения
Даже когда в конце летнего сезона туристические фирмы начали одна за другой объявлять об уходе с рынка, никто не мог себе представить, что главные экономические неприятности еще впереди.
Российская валюта сначала постепенно, а потом более стремительно начала терять свою ценность. Поскольку туристический выездной продукт оценивается в евро и долларах, то очевидно, что цены на него моментально вырастут в разы. Учитывая, что разгар девальвации рубля пришелся на канун новогодних каникул, логично было бы так же ожидать, что туристы начнут массово отказываться от поездок, но этого не произошло.
Ни в "черную пятницу", когда рубль резко скакнул вниз, ни позже операторы не отметили паники и большого количества "отказников". Получилось так, что за последние месяцы профессионалы рынка уже подготовились к снижению спроса на зарубежные туры и, как смогли, привели бизнес в порядок. Спокойствие же туристов объясняется тем, что те люди, которые уже полностью заплатили за туры, не готовы возвращать деньги по курсу на день покупки, да и сделать это без штрафных санкций перед Новым годом уже не реально.
Экономические неприятности коснулись туристического рынка еще и тем, что государство снизило финансирование Федеральной целевой программы по развитию туризма сразу в три раза. Однако выяснилось, что с 2011 года, когда ФЦП начала работать, в российских регионах успели почувствовать, что туризм это действительно отрасль экономики, которая может приносить реальные доходы в местные бюджеты. В результате на местах появились частные инвесторы, готовые вложить средства в развитие туристических инфраструктур и объектов. Так что у туризма по всей стране остаются весьма неплохие перспективы.
Последнее оказалось немаловажным в свете обстоятельств второй половины текущего года, когда для всех стало очевидно, что путешествовать и отдыхать можно и нужно не только за границей, но и в пределах собственной страны. Если туристические потоки по отдельным зарубежным направлениям снизились на 50-70%, то внутренний туризм начал уверенно набирать обороты. Эксперты прогнозируют, что на некоторых российских направлениях этот рост составит к концу года 25-30%.
По мнению врио Ростуризма Олега Сафонова, в 2014 году в нашей стране сложились уникальные условия, буквально подталкивающие внутренний туризм к активному развитию. Не только Олимпиада в Сочи, присоединение Крыма, рост патриотизма, но и падение национальной валюты сыграли определяющую роль в изменении курса российского туризма с выездного на внутренний.