МОСКВА, 20 дек — РИА Новости. В то время как Владимир Путин продолжает доказывать эффективность политики превосходства "прагматизма над идеализмом", сотрудничая с Китаем, Турцией и Индией, западные коллеги российского лидера по политическим причинам упускают благоприятные возможности развития деловых отношений с РФ, пишет в своей статье сотрудник исследовательского центра "Институт Брукингса" (Brookings Institution, Вашингтон) Тим Боэрсма.
Российский президент отказался от проекта "Южный поток", который должен был обеспечивать газом страны Южной и Центральной Европы в обход Украины, поскольку он стал слишком дорогим в политическом и финансовом измерениях. Кроме того, Путин подал сигнал Западу, что ему надоела непрекращающаяся критика российской позиции по Украине со стороны Евросоюза и он не намерен ждать, когда Россию "оттеснят в угол", отмечает эксперт.
При этом практически сразу после введения западных санкций Владимир Путин продемонстрировал, что в мире существует много стран, готовых взаимодействовать с Россией, которую Евросоюз и США объявили "изгоем", и в частности в мае заключил многомиллиардные контракты в сфере энергетики с Китаем. Кроме того, в декабре российский лидер еще раз своими действиями напомнил Западу, что часто озвучиваемое в ЕС и США мнение об изоляции РФ – не более чем фарс, заключив контракты с Турцией и Индией. Как напоминает Тим Боэрсма, в отношениях России с Китаем, Турцией и Индией по-прежнему остаются политические разногласия и "багаж прошлого", однако эти факторы не мешают деловым связям.
Между тем закрытие "Южного потока" никак не может быть поводом для радости в Евросоюзе, напротив, это пиррова победа Брюсселя, считает Тим Боэрсма. Вместо того чтобы спорить из-за строительства российского газопровода, Евросоюзу в первую очередь следовало бы решить ключевые проблемы своей энергетической политики, убежден эксперт.
Хотя в ближайшей перспективе негативные последствия произошедшего не будут ощутимы, поскольку пока у "Газпрома" нет развитых альтернативных рынков, они проявятся в последующие годы. Россия наверняка будет расширять энергетическое сотрудничество с Китаем и Турцией, а в будущем не исключено, что и с Индией, Кореей и Японией. Евросоюз старается найти альтернативные источники энергии в Азербайджане, Туркмении и других странах, но на пути к этому ЕС придется преодолеть много трудностей, полагает автор статьи.
"Непонятно, как может получаться, что в интересах Европы настолько ухудшить отношения со своим главным торговым партнером и крупнейшим внешним поставщиком энергоресурсов, насколько это произошло сейчас", — заключает Тим Боэрсма.