Джованни Савино (Италия), Центр международной журналистики и исследований
Впервые после победы кубинской революции в 1959 году и бесконечных попыток Вашингтона физически устранить Фиделя Кастро открывается путь к снятию эмбарго.
Кубинское общество успешно провело масштабный социальный эксперимент. В условиях враждебного окружения страна создала одну из лучших в мире систем здравоохранения, на Кубе каждый год бесплатно лечатся миллионы граждан из других стран Южной Америки, более 124 тысяч кубинских врачей и медсестер правительство направило работать в 154 страны мира. И все эти достижения произошли в стране, которую от границ ядерной державы отделяет всего 90 километров.
Куба – это пример для всего мира. Пример борьбы за национальный суверенитет и за независимость, за неподчинение американскому империализму. Нормализация отношений между Гаваной и Вашингтоном – вовсе не победа Вашингтона, а жест доброй воли кубинского руководства, которое никогда не поддавалось на провокации ЦРУ и давление американских президентов.
Папа римский Франциск I, который в течение последних месяцев в письмах лидерам США и Кубы призывал к разрешению конфликта между странами, приветствовал восстановление дипломатических отношений. А освобождение кубинских патриотов, задержанных североамериканскими властями по обвинению в шпионаже, стало важным шагом в их нормализации.
Остается понять, что будет дальше, и не станет ли эта победа угрозой для независимости кубинской экономики. Первая реакция республиканцев, располагающих большинством голосов в конгрессе США, была крайне отрицательной. Например, сенатор Роберт Менендес, потомок кубинских иммигрантов, лоббист антикубинских обществ в США, обвинил Барака Обаму в оправдании «жестокой политики кубинского правительства».
Но есть и другая сторона медали, сегодня следует вспомнить знаменитое «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Многие в Вашингтоне уже строят планы подчинения Гаваны с использованием «мягкой силы».
Кубинский пример показывает: санкции не работают, если народ, против которого их применяют, ставит независимость страны и свое достоинство выше любых противоправных мер Запада. Смогут ли США и Евросоюз, пытающиеся сегодня «наказать» Россию, понять это?