Рейтинг@Mail.ru
ГВП РФ: почти 400 военных прокуроров стали миротворцами за 20 лет - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ГВП РФ: почти 400 военных прокуроров стали миротворцами за 20 лет

© Фото : предоставлено пресс-службой Главной военной прокуратуры РФНачальник управления кадров Главной военной прокуратуры РФ генерал-майор юстиции Игорь Триполев
Начальник управления кадров Главной военной прокуратуры РФ генерал-майор юстиции Игорь Триполев
Читать ria.ru в
Дзен
О том, как военные прокуроры надзирают за исполнением воинскими должностными лицами российского законодательства и международных правовых норм, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Набиркиной рассказал начальник управления кадров Главной военной прокуратуры РФ генерал-майор юстиции Игорь Триполев.

Последние два десятка лет военные прокуроры являются неотъемлемой частью российских миротворческих контингентов. За это время они успели обеспечить правопорядок в составах миротворцев в Приднестровье, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Боснии и Герцеговине, Косово.

О том, как военные прокуроры надзирают за исполнением воинскими должностными лицами российского законодательства и международных правовых норм, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Набиркиной рассказал начальник управления кадров Главной военной прокуратуры РФ генерал-майор юстиции Игорь Триполев.

— В чем заключается главная задача российских военных прокуроров в составе миротворческих сил?

— Офицеров военных прокуратур знают и вспоминают добром в Приднестровье и Абхазии, Таджикистане, Южной Осетии, Косово, Боснии и Герцеговине. В каждой из этих стран, в соответствии с Уставом ООН, в разное время были образованы совместные миротворческие силы, основная задача которых — восстановление мира, поддержание правопорядка в зоне вооруженного конфликта, создание предпосылок для разрешения противоречий за столом мирных переговоров.

Военные прокуратуры гарнизонов являются необходимой составной частью российских миротворческих контингентов. Они создаются для осуществления надзора за исполнением органами военного управления и воинскими должностными лицами российского законодательства и международных правовых норм в соответствии с принятыми нашей страной обязательствами.

Помимо обычных надзорных мероприятий, прокурорские работники нередко участвуют во встречах представителей объединенных контрольных комиссии (ОКК), разборе зафиксированных фактов противоправных действий в зонах безопасности, включая обстрелы, нападения на миротворцев, подрывы на минах, насилие, грабежи, поджоги, обнаружение тайных захоронений жертв кровопролитий.

При этом большую роль порой играют не только дипломатические навыки общения, но и глубокие знания наших офицеров в области различных отраслей права, криминалистики и практический опыт их применения.

Все это отличает прохождение службы в миротворческих военных прокуратурах от службы на территории Российской Федерации в военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев.

Помимо этого, служба наших прокурорских работников за границей имеет свою специфику в зависимости от страны пребывания, национальных традиций ее народов и предыстории возникших в них вооруженных конфликтов.

— Расскажите о работе прокуроров в составе первых контингентов.

— В начале 90-х годов прошлого столетия российские военные прокуроры появились в составе миротворческих сил в Приднестровье, Таджикистане и Абхазии.

Напомню, что трехсторонние миротворческие силы были созданы в Приднестровье 21 июля 1992 года. В состав ОКК входят представители Приднестровья, Молдавии, России, а также Украины и ОБСЕ. В зоне безопасности постоянными делегациями регулярно проводятся встречи по рассмотрению возникающих проблем. Контрольным комиссиям подчинены не только совместные миротворческие силы, но и смешанные оперативно-следственная группа и группа по розыску без вести пропавших.

Только благодаря миротворцам из России, Молдавии и Приднестровской Молдавской Республики, уже 20 с лишним лет на берегах Днестра сохраняется мир, атмосфера стабильности и безопасности.

В течение всего этого времени в Тирасполе на постоянной основе действует военная прокуратура — войсковая часть полевая почта 14101 Западного военного округа. По мере уменьшения численности российского военного контингента в Приднестровье пропорционально сократился и личный состав военной прокуратуры.

Опыт выполнения миротворческих задач в составе этой прокуратуры приобрели свыше 30 прокурорско-следственных работников. В 1992 году мне пришлось непосредственно участвовать в боевых операциях по прекращению кровопролития и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта.

Если говорить о кровавом конфликте 1992 года в Таджикистане, то введение миротворческих сил создало условия и предпосылки для прекращения гражданской войны и установления мира в стране. Упрочение мирной жизни на многострадальной земле Таджикистана происходило не сразу и продолжается по сей день.

Существенную роль в этом процессе играет военная прокуратура — войсковая часть полевая почта 62507 Центрального военного округа, сформированная в июне 1993 года и дислоцированная в Душанбе. Ее деятельность сопряжена с рисками для жизни и здоровья офицеров, характерными для "горячих точек". Тяготы военной службы осложняются удаленностью от России, жарким климатом, нахождением в условиях памирского высокогорья, близостью исламистского Афганистана, с территории которого постоянно возрастает наркотрафик, идут незаконные поставки оружия, распространяются терроризм и радикальные течения ислама.

Не каждый прокурорский работник соглашается подвергать связанным с этим испытаниям и опасностям членов своей семьи.

Поэтому большинство офицеров находится в Таджикистане в отрыве от семей. Условия службы и быта военных юристов требуют от них не только высокого профессионализма, но и особой выдержки, устойчивости к стрессам.

Миротворцами-"таджикистанцами" по праву считают себя более 60 российских прокурорско-следственных работников, которые служили и продолжают служить в Душанбе в военной прокуратуре гарнизона.

На территории Абхазии военные прокуроры появились в июле 1994 года с местом дислокации в городе Гудаута в составе российского контингента "голубых касок", который был введен на территорию Абхазии с миротворческой целью на основании мандата стран СНГ — участников коллективных миротворческих сил и в соответствии со статьей 52 Устава ООН. Прокуратура продолжает существовать и поныне, но миротворческие полномочия КМС закончились в 2008 году после признания Россией суверенитета Абхазии.

За столь продолжительное время, в связи с трехмесячной ротацией личного состава, более 150 офицеров военных прокуратур приняли участие в миротворческой миссии в зоне грузино-абхазского конфликта.

— Легко ли найти общий язык с коллегами по СНГ?

— Военная прокуратура по миротворческим вопросам постоянно взаимодействовала с коллегами по СНГ. При этом языковых проблем не было — русский знают все. А для сотрудничества с представителями ООН, участия в регулярных встречах представителей ОКК, разборах зафиксированных фактов противоправных действий в зонах безопасности многие офицеры изучали английский, чтобы поддержать разговор на служебные темы с иностранными офицерами. Когда проводились надзорные мероприятия на блокпостах в Гальском районе Абхазии, рядом порой работали наблюдатели ООН из Англии, США, Франции, Италии. В принципе, для того чтобы о чем-то с ними договориться, знакомых слов хватало. Когда делаешь с людьми одно общее дело, взаимопонимание приходит быстро.

—  Как строилась работа в период грузино-югоосетинского конфликта?

— Причины и проявления грузино-югоосетинского конфликта во многом схожи с абхазскими. Во что бы то ни стало желая подчинить непокорных осетин и пользуясь поддержкой Запада, грузинское националистическое руководство не раз предпринимало экономическую блокаду и карательные акции, в том числе с применением тяжелого вооружения и авиации, повлекшие за собой сотни жертв среди мирного населения и многочисленные разрушения. Ставилась цель создать мононациональное государство, ликвидировать осетинскую автономию, добиться насильственной грузинизации ее населения, которое принуждали забыть свою древнюю культуру и то, что эти люди от рождения осетины.

В связи с этим конфликт стал приобретать характер национально-освободительного движения. С 1992 года Южная Осетия существовала фактически как непризнанное независимое государство. Безопасность в регионе были призваны поддерживать смешанные силы по поддержанию мира, созданные в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 года между Россией и Грузией.

В составе миротворческих сил находилось по одному батальону от Грузии, Южной Осетии и России. Эти меры позволяли длительное время стабилизировать обстановку.

Российский батальон входил в число объектов надзора военной прокуратуры Владикавказского гарнизона Северо-Кавказского военного округа, дислоцированной в приграничной Республике Северная Осетия — Алания. По мере необходимости прокурорские работники прибывали в Цхинвал в командировки для проведения надзорных мероприятий и участия в трехсторонних встречах, на которых разбирались спорные вопросы по фактам криминальных проявлений.

Отдельная военная прокуратура гарнизона на территории Южной Осетии в тот период не создавалась в силу малочисленности войск, которых на протяжении длительного времени было достаточно для выполнения миротворческих задач.

Но в августе 2008 года хрупкий мир был разрушен в результате вооруженной агрессии со стороны Грузии. Грузинские "миротворцы" внезапно ударили в спину российским. С этого начались всем известные боевые действия. Для спасения российских военнослужащих, находившихся под огнем грузинской артиллерии и танков, и защиты от уничтожения мирного населения Российская Федерация ввела на территорию Южной Осетии свои воинские части. Фактор военной силы, своевременно примененной в соответствии с миротворческой доктриной ООН для урегулирования конфликта высокой интенсивности, позволил профессионально и быстро провести операцию по принуждению Грузии к миру.

Для обеспечения надзора за исполнением законов в находящихся в полевых условиях российских войсках и правовой защиты населения в "горячую точку" были срочно откомандированы прокурорские работники из военных прокуратур гарнизонов различных военных округов и флотов, которые составили оперативную прокурорскую группу. К середине сентября 2008 года была сформирована на постоянной основе военная прокуратура — войсковая часть полевая почта 28072 с местом дислокации в разрушенном войной Цхинвале. После признания Россией Южной Осетии как нового суверенного государства деятельность данной военной прокуратуры продолжается.

— Что удалось выявить в ходе работы в регионе?

— В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурорские работники документально зафиксировали конкретные эпизоды многочисленных фактов убийств, грабежей и насилия со стороны карателей. Собраны неопровержимые доказательства преступлений грузинской военщины. Пострадавшим гражданам Южной Осетии оказана правовая помощь для оформления исков в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В этой большой работе приняли участие свыше 60 офицеров.

— Какая работа была проделана на Балканах?

— Как нам известно, в конце 90-х годов ХХ века в период кровопролитных межэтнических конфликтов на Балканах Россия приняла участие в миротворческих операциях во взаимодействии с государствами НАТО: сначала в Боснии и Герцеговине, а затем и в Косово.

Складывавшееся за эти годы партнерство набирало силу по мере того, как российские миротворцы и их коллеги из НАТО в соответствии с мандатом ООН совместно решали сложную задачу восстановления стабильности в этом беспокойном районе мира, развивая при этом доверительные отношения между собой. Между развернутыми силами России и НАТО стало больше взаимопонимания и согласованности. Многие военнослужащие вели совместное патрулирование, жили и служили бок о бок в сложной и трудной обстановке.

К числу неоспоримых заслуг воинов-россиян относится защита многих простых людей на многострадальной югославской земле, спасение от разграбления и разрушения монастырей и других сербских национальных святынь. Сам факт их присутствия воодушевлял братский сербский народ, придавал местному населению уверенность в поддержке, чем препятствовал массовому исходу беженцев с исторической родины.

Не будем вдаваться в подробности возникновения югославского конфликта. Много разных сведений об этом опубликовано в средствах массовой информации.

Для обеспечения надзорными средствами законности и правопорядка в российских миротворческих контингентах первоначально в Боснии и Герцеговине был создан прокурорско-следственный участок военной прокуратуры Балашихинского гарнизона Московского военного округа, а затем — две прокуратуры гарнизонов. В составе международных сил в Косово в июле 1999 года была сформирована военная прокуратура — войсковая часть 94008, которая располагалась в Приштине.
В Боснии и Герцеговине в апреле 2000 года начала свою деятельность военная прокуратура — войсковая часть полевая почта 54807 с местом дислокации в Углевике. В мае 2003 года они были расформированы. За три года военные прокуроры и следователи провели большую предупредительную и разъяснительную работу в поднадзорных войсках. Их постоянное присутствие ощущалось в каждом батальоне и роте, в палаточных лагерях, парках боевой техники, на пунктах пропуска и блок-постах. Предметами проверок являлось исполнение законодательства в различных сферах: от вопросов боевой готовности и боеспособности подразделений до защиты прав и законных интересов военнослужащих, обеспечения их социальных гарантий.

— Эффективна ли была проделанная работа?

— Об эффективности каждодневной деятельности военных юристов свидетельствуют единичные за весь период факты преступлений и грубых дисциплинарных проступков со стороны наших миротворцев.

Профессиональное взаимодействие с коллегами из иностранных военных правоохранительных органов позволило расширить знания наших офицеров о принятых в НАТО формах и методах прокурорской и следственной работы среди военнослужащих.

Прямым контактам с ними способствовали навыки владения английским языком многими нашими прокурорскими работниками.
Балканский опыт службы в миротворческих военных прокуратурах приобрели свыше 60 офицеров.

—  Насколько востребован подобный опыт работы военных прокуроров?

— Этот опыт востребован в текущей воспитательной работе с молодыми офицерами и способствует развитию боевых офицерских традиций органов военной прокуратуры. Содействие руководству Главной военной прокуратуры в этом вопросе оказывает Межрегиональная общественная организация "Миротворец" во главе с генерал-лейтенантом Александром Евтеевым.
Служба в миротворческих контингентах явилась хорошей школой профессионального роста для большинства военных юристов.

Некоторые из них впоследствии стали генералами, возглавили военные прокуратуры окружного и гарнизонного звеньев, структурные подразделения Главной военной прокуратуры. Многие и ныне плодотворно трудятся на благо Родины.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала