МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Наталия Курова. В рамках фестиваля "Сезон Станиславского" Малый драматический театр (МДТ) представит в Москве свою последнюю премьеру "Вишневый сад в постановке выдающегося режиссера и художественного руководителя театра Льва Додина, сообщили РИА Новости в пресс-службе фестиваля.
Это второе обращение Додина к чеховской пьесе, которую он поставил впервые в 1994 году и через 20 лет вновь обратился к этому произведению. Спектакль будет сыгран 16, 17 и 18 декабря на сцене МХТ им. Чехова.
Самая историческая пьеса Чехова
"Пьеса "Вишневый сад" Чехова вызывает сегодня сильный всплеск чувств, ассоциаций, аналогий и нового понимания самой пьесы и нашей русской истории через нее, — сказал Додин еще в самом начале работы над спектаклем в интервью РИА Новости. — "Вишневый сад" — особая пьеса. Это последнее предсмертное создание писателя и очень пророческое".
По мнению режиссера, "Вишневый сад", может быть, "одна из самых исторических пьес Чехова, где описывается очень конкретный момент в судьбе России, в судьбе мира. И некий похожий момент переживает страна сейчас". "Новый "Вишневый сад" — это совсем другой спектакль, совсем другой круг размышлений", — сказал Додин накануне московской премьеры.
Играем в партере
Соавтором Додина в этой постановке стал известный художник Александр Боровский, с которым режиссер постоянно работает в последнее время. Вместе они придумали совершенно необычное пространство для спектакля. Они решили отказаться от сцены, и практически все действие разворачивается в партере, а зрительный зал превращается в дом Раневских, где артисты играют в непосредственной близости к зрителю.
Работы без диалога с артистами невозможна
И конечно, спектакль не мог бы родиться без замечательной актерской команды, которая занята в этом спектакле. "Я бы не начинал эту работу, если бы у меня не было понимания, что есть компания, с которой я могу это сделать, — отметил Додин. — Важно верить, что этот актер или актриса могут быть определенными персонажами и между ними могут возникнуть нужные отношения. В нашем театре выросло новое поколение, с которыми можно решать самые сложные задачи. Наши артисты всегда много привносят в процессе создания спектакля, и моя работа без диалога с артистами невозможна".
В спектакле главные роли доверены молодым, но уже состоявшимся и получившим известность артистам. В роли Раневской выступила Ксения Раппопорт, Лопахина играет Данила Козловский, дочь Раневской Варю — Елизавета Боярская.
Большой аванс и подарок
"Для меня этот спектакль особенный, потому что сыграть Лопахина в 29 лет — это большой аванс и подарок Льва Абрамовича, который для меня очень важен и ценен, и я счастлив", — признался журналистам Козловский перед началом репетиции".
По словам актера, Додин создал спектакль очень современный, который не о начале 20 века, а о сегодняшних людях и сегодняшней жизни. При том что "артистам не давали мобильных телефонов, не вешали на сцене плазменные экраны и микрофоны на уши".
"Это не модная постановка с использованием всех технологий, а действительно живой театр в прекрасном классическом понимании", — резюмировал Козловский.
Что касается его героя — Ермолая Лопахина, то для актера это самый трагический персонаж в этой пьесе. "Все его поступки, эта энергия уничтожения спровоцирована его чудовищной психологической травмой с детства — травмой рабства, — считает Козловский. — Он сын раба, и это ощущение никуда не ушло. И вся энергия направлена на уничтожение любого напоминания о страшном прошлом. Он вырубает вишневый сад с верой, что построит здесь новую жизнь. Он действительно в это верит".
Живой вишневый сад
Перед началом работы артисты вместе с Додиным побывали в настоящем Вишневом саду, который смогли найти только в одной маленькой деревне под Гамбургом — самый большой и самый старый вишневый сад в Европе с деревьями высотой 7-9 метров.
"Это невероятной красоты сад мы застали в те несколько дней, когда он в полном цвету, — рассказала Раппопорт. — Это не музей, а живой сад, за которым ухаживают. Он принадлежит старому крестьянину, который сказал, что пока он жив, будет жив и этот сад".
По словам Ксении, они приехали туда с камерой, чтобы снять кусочек фильма, который используется в спектакле, когда Лопахин показывает немой фильм Раневской. Но сад дал ощущение такого счастья и такие эмоции, которые привнесли понимание того, что значит эта потеря.
"Раневская — один из самых сложных женских образов, которые есть в пьесах Чехова, — считает актриса. — Она очень неоднозначный человек, и я надеюсь, что моя дорога к ней впереди, и я нахожусь еще в процессе поиска. Но в целом, могу сказать, что завидую Раневской, потому что, как мне кажется, у нее есть невероятная человеческая свобода, очень редкое качество, которое нельзя воспитать, у нее оно врожденное".
Это первый показ спектакля вне стен родного театра. "Гастроли в Москве и встреча с московским зрителем — это особая история. А играть на сцене Художественного театра им. Чехова — настоящее событие, которое бывает не часто в жизни", — выразил общее мнение участников спектакля Козловский.