Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН — специально для Центра международных исследований и журналистики МИА «Россия сегодня»
2014-й стал годом укрепления контактов в треугольнике «Турция-Грузия-Азербайджан». Все это говорит о формировании нового регионального союза, роль которого, в контексте ухудшающихся отношений России и Запада, может быть весьма неоднозначной.
Логика, согласно которой Россию следует изолировать, а еще лучше – окружить ее стеной «горячих» конфликтов, может быть применена и на Кавказе, а в качестве запала использованы региональные этнополитические конфликты.
Состоявшаяся в августе в азербайджанском эксклаве Нахичевань трехсторонняя встреча министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии говорит о более тесной координации политики трех стран в сфере военного строительства. Активное военно-политическое и военно-техническое сотрудничество между Анкарой и Баку ни для кого не является секретом, к примеру, сейчас в Анкаре проходит заседание военного диалога Азербайджан-Турция на высоком уровне, диалога, который был начат еще в 2007 году. Грузинская же сторона предложила проводить военные учения трех стран при участии представителей НАТО. В ходе встречи также рассматривалась идея создания неких совместных сил, призванных охранять построенные в регионе трансграничные коммуникационные линии, такие, а именно газопроводы, нефтепроводы, а также, очевидно, железную дорогу Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс, запуск которой планируется на 2015 год.
Контакты по «военной линии» дополняются интенсивными консультациями и переговорами глав внешнеполитических ведомств. Очередная такая встреча — начало которым было положено в Трабзоне летом 2012 года — состоялась 10 декабря в восточном турецком городе Карс, близ границы с Грузией и Арменией. Министры уже собирались в феврале в Гяндже, так что это уже вторая такая встреча на протяжении 2014 года. Кроме того, в мае в Тбилиси встретились президенты трех стран. Интересно также, что 9 декабря Турция и Грузия договорились о создании «Совета по сотрудничеству на высоком уровне» с целью дальнейшего углубления двусторонних отношений. Решение было принято министрами иностранных дел двух стран после проведенной встречи в Анкаре, оттуда они переместились в Карс, где переговоры продолжились уже в трехстороннем формате. Аналогичные структуры у Турции уже имеются с Россией, Грецией и Украиной.
В совместном документе, принятом по итогам переговоров в Карсе, особое внимание было уделено нерешенным региональным конфликтам. По мнению министров, эти конфликты нарушают мир и стабильность, препятствуют экономическому развитию, а потому нуждаются в срочном урегулировании в соответствии с принципами суверенитета и территориальной целостности государств в рамках их международно признанных границ. Исходя из этого, Мевлют Чавушоглу, Эльмар Мамедъяров и Тамар Беручашвили заявляют о необходимости скорейшего разрешения конфликтов в Нагорном Карабахе, в Абхазии и Южной Осетии.
Еще один акцент был сделан на реализации совместных проектов в сферах энергетики, экономики и транспорта. Железная дорога, соединяющая прикаспийский Баку черед территорию Грузии с восточно-анатолийским Карсом, теперь именуется «новым конкурентоспособным путем между Европой и Азией», который будет способствовать экономическому развитию региона. Все это подтверждает: взаимодействие трех стран имеет многоуровневый и комплексный характер.
Примечательны также отдельные заявления министров. Так, по словам М.Чавушоглу, «сейчас приоритетным для Турции проектом представляется TANAP, а не совместный проект, предложенный Россией». Министр имел в виду заявленный президентом России 1 декабря вариант строительства дополнительной газопроводной нитки в Турцию, альтернативной остановленному «Южному потоку». Проект TANAP предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения «Шах Дениз» через территорию Турции до границы с Европой.
Будущее покажет, насколько слова главы внешнеполитического ведомства Турции соотносятся с позицией руководства страны, и не последует ли вслед за этим отставки чиновника. Ведь высокопоставленные турецкие представители власти неоднократно давали понять: российское предложение никак не помешает реализации альтернативного «Южного газового коридора», о котором после 1 декабря вновь активно заговорили переполошившиеся чиновники Брюсселя, предложившие довести его пропускную способность до 20 миллиардов кубометров в год.
Однако более важным представляется другой аспект. Даже если тесный трехсторонний формат взаимодействия между Турцией, Азербайджаном и Грузией пока не легализован подписанием соответствующих взаимообязывающих документов, де-факто он имеет достаточно серьезный характер. Более того, данный альянс, обусловленный общими интересами, по определению не может не быть частью стратегии США и НАТО, озабоченных вопросом «сдерживания» России везде, где это возможно. Сосредоточение и передвижения военной техники в Прибалтике, формирование так называемой литовско-польско-украинской «миротворческой бригады», недавние попытки реанимировать забытый уже блок ГУАМ (Грузия, Азербайджан, Украина, Молдова), так называемые «охранные подразделения» трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан – все это явления одного порядка, непосредственно влияющие на безопасность границ России. Формирующийся на южном направлении очередной военно-политический блок, имеющий ярко выраженный «кавказский акцент», стоит в том же ряду. Как уверяет глава американского аналитического центра «Stratfor» Джордж Фридман, «государства, расположенные на оси Эстония – Азербайджан, прежде всего, заинтересованы в сохранении суверенитета перед лицом российской мощи. Остальная Европа в безопасности, и ее страны просто не готовы прилагать финансовые и военные усилия для решения проблемы, которую, на их взгляд, можно решить с минимальным для них риском. Следовательно, Америка при осуществлении любой своей стратегии должна будет действовать в обход НАТО, или, как минимум, создавать новые структуры для наведения порядка в регионе».
Наличие и активное функционирование подобных структур, находящихся под мощным притяжением «евроатлантики», вряд ли будет позитивно влиять на развитие двусторонних отношений России с отдельными государствами, в них входящими. Разумеется, и Анкара, и Баку стремятся проводить многовекторную внешнюю политику, и даже в Тбилиси после смены власти два года назад появилось некоторое желание нормализовать отношения с Москвой, по крайней мере, в торгово-экономической сфере. Но дальше робких попыток дело не пошло: у США и их сателлитов, наладивших с Тбилиси, а также и с Анкарой (член НАТО) и Баку (нефть и газ с берегов Каспия текут на Запад) диверсифицированные связи, совсем иные взгляды на будущее региона. Азербайджан останется значимым партнером Североатлантического альянса и после завершения операции союзников в Афганистане, в которой прикаспийская страна находится на ключевом маршруте транспортировки невоенных грузов, напоминает спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе и Центральной Азии Джеймс Аппатурай. Можно предположить, что речь идет не только о доставке сухих пайков и туалетной бумаге…
Недавняя полемика между официальными лицами в Вашингтоне и Баку по вопросу прав человека также весьма показательна: прозападный вектор в Азербайджане, несмотря на незначительную поддержку в обществе, будет поддерживаться извне всеми возможными силами и средствами. Контакты между Баку и Москвой, напротив, станут встречать активное сопротивление, которое может принять и весьма экстремальные формы, могущие сказаться и на внутренней стабильности в стране. «На международной арене США в последнее время превратилось из страны, которая борется с терроризмом, в страну, поддерживающую его», — заявил глава комитета по правовой политике и государственному строительству азербайджанского парламента Али Гусейнли.
Высказывание весьма примечательное в контексте активизации «Исламского государства», которое западные «партнеры», не особенно этого скрывая, используют в качестве аргумента диалога также и с Турцией, стремясь «скорректировать» наметившуюся линию на сближение этой страны с Россией в экономической сфере. Да и Грузия не остается в стороне от этого процесса…
Вот так создаются угрозы – и тут же, ненавязчиво, предлагаются пути их «решения», разумеется, на путях дальнейшей «евроатлантической интеграции». В совместном заявлении, принятом 8 декабря по итогам встречи представителей ГУАМ и США в ходе саммита министров иностранных дел ОБСЕ в швейцарском Базеле в очередной раз зафиксирована приверженность Вашингтона территориальной целостности и суверенитету стран-участниц блока. Вашингтон оказался солидарен со странами ГУАМ, когда речь зашла о необходимости мирного урегулирования конфликтов, и выразил серьезное беспокойство в связи с угрозой и применением силы к странам-участницам организации. Что, в переводе с дипломатического языка, означает ставку на «долгоиграющую» эскалацию конфликтов с использованием всех имеющихся для этого возможностей.
Логика, согласно которой Россию следует изолировать, а ещё лучше – окружить её стеной «горячих» конфликтов, может быть применена и по отношению к Кавказу, а в качестве запала могут быть использованы региональные этнополитические конфликты. Альтернативой может быть взвешенная политика местных элит, направленная на активизацию регионального экономического сотрудничества с участием России и Ирана. И — при категорическом отказе от каких-либо военных авантюр.