Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Выставка Пауля Клее открывается в Москве

© РИА Новости / Анатолий Гаранин / Перейти в фотобанкГосударственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Архивное фото
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Архивное фото
Читать ria.ru в
Выставка немецкого и швейцарского художника Пауля Клее приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией.

МОСКВА, 16 дек — РИА Новости. Выставка "Ни дня без линии" немецкого и швейцарского художника Пауля Клее, которая откроется во вторник в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени Пушкина (ГМИИ), впервые в России представит более 150 произведений крупнейшего европейского авангардиста и теоретика искусства из коллекции Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других собраний Швейцарии.

Выставка приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. В экспозицию Галереи искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков в ГМИИ вошли произведения живописи и графики, созданные мастером в разные периоды творчества, а также уникальные артефакты, среди которых композиции-гербарии, инструменты и фотографии из мастерских Клее, куклы, участвовавшие в импровизированных представлениях кукольного театра в доме художника.

"Первое настоящее произведение"

Выставка состоит из семи разделов, каждый из которых посвящен знаковым периодам в жизни и творчестве авангардиста Клее. Своему девизу "Nulla dies sine linea" ("Ни дня без линии") художник оставался верен всю жизнь.

Экспозицию открывает зал "Натуралистические штудии", посвященный первым художественным опытам Клее, в котором представлены детские рисунки и юношеские работы: копии картин швейцарских художников, зарисовки, шаржи, пейзажные рисунки, сделанные художником во время учебы в мастерской Генриха Книрра.

Во втором разделе выставки "Самоидентификация и самовыражение" представлены работы, созданные Клее в период поиска собственного стиля, в том числе "первое настоящее произведение" — серия гравюр "Инвенции" (1903-1905) в которой отразились скептический взгляд Клее на окружающий мир и его презрение к обывательским условностям. Серия разделена на три темы: инстинкт в отношениях мужчины и женщины ("Сеющая плевелы" или "Женщина и зверь"), нелепость героических мечтаний ("Пожилой Феникс"), размышления о роли художника ("Персей", "Комик").

Путь к абстракции

Раздел "Путь к абстракции" знакомит зрителя с экспериментами Клее в области абстрактной живописи. Существенное влияние на его творчество в этот период оказали художники из группы "Синий всадник", в том числе Василий Кандинский и Франц Марк. Особое значение для становления абстрактного искусства имело путешествие художника в Тунис вместе со школьным другом Луи Муайе и художником Августом Маке в 1914 году.

"Цвет овладел мной. Мне не нужно гнаться за ним. Он овладел мной навсегда, я это знаю. Вот смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник", — писал Клее об этом путешествии. В это же время были созданы работы "Вид Кайруана", "У ворот Кайруана", "В стиле Кайруана", имеющие для творчества художника определяющее значение.

Паунтилизм и теория формы

Четвертый раздел выставки "Преподавание в Баухаузе" связан с новым этапом в жизни художника. С 1921 по 1931 годы Клее преподавал теорию формы в немецкой высшей школе строительства и художественного конструирования Баухауз в Дессау. Интерес к конструктивизму отразился и в его творчестве. За десять лет художником было создано около 3900 графических листов. Через год после ухода Клее из Баухауза Художественная академия Дюссельдорфа предоставила в его распоряжение большое ателье, где Клее начал экспериментировать с новым для себя направлением пуантилизмом. Работы, созданные в этот период, представлены в разделе "Поэтика пуантилизма и запечатленная реальность".

С приходом в Германии к власти Гитлера Клее был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Чуждый политики художник выразил свою реакцию на происходившее в цикле из 250 рисунков, часть из которых представлена на выставке.

Поздний период

Экспозиция двух последних залов "Глазами ребенка" посвящена позднему творчеству Пауля Клее, начиная с середины 30-х годов прошлого века. Помимо серий графических работ в зале представлены куклы, которые Клее начал мастерить еще в период с 1915 — 1925 годов для своего сына Феликса.

Еще одна характерная черта позднего стиля Клее — символизм и интерес к потустороннему миру, которые отразились в таких работах, как "Ангел", "Фантом", "Детальная страсть". Картины Клее "Insula dulcamara" (1938) и "Смерть и огонь" (1940) связаны с предчувствием приближающейся смерти.

В России произведения Клее впервые были представлены в 1924 году на выставке "Первая всеобщая Германская художественная выставка" в Государственном историческом музее. После ее завершения две работы — "Куколка" (1923) и "Маски на лугу" — (1923) были приобретены Государственным музеем нового западного искусства. В 1948 году они были переданы в собрание ГМИИ имени Пушкина. Еще одна работа "Комета над Парижем" была приобретена ГМИИ в 1979 году у частного владельца. Эти три произведения также представлены на выставке.

Выставка пройдет с 16 декабря 2014 — по 1 марта 2015 года

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала