Уходящий 2014 год стал для конструкторского бюро "Малахит" знаковым — головная многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск" после 20 лет строительства вошла в боевой состав Военно-морского флота России. Сейчас на разных стадиях строительства находятся еще три лодки проекта 885 "Ясень" и, как ожидается, в 2015 году будут заложены новые лодки. О том, какие планы у конструкторов подводных ракетоносцев в ближайшей и отдаленной перспективе, рассказал в интервью руководителю профильной редакции РИА Новости Сергею Сафронову заместитель генерального директора "Малахита" Николай Новоселов.
— Николай Алексеевич, не успели корабелы сдать флоту первую лодку проекта 885 "Ясень" под названием "Северодвинск", как уже появился модернизированный проект "Ясень-М". В чем причина столь раннего появления усовершенствованного проекта?
— Действительно, головная лодка "Северодвинск" под заводским номером 160 строилась под шифром "Ясень", а уже следующая — "Казань" — под номером 161 строится под шифром "Ясень-М".
Почему "Ясень-М"? Да потому что лодка очень долго строилась и за это время неоднократно менялись технические решения. Все эти решения в головной лодке реализовать не удалось. Поэтому было принято решение, что некоторая модернизация должна произойти со следующего корабля. Поэтому 161-й заказ построен уже по несколько другому проекту.
— В чем основные отличия проекта "Ясень-М" от классического "Ясеня"?
— В основном они коснулись радиоэлектронного вооружения. Оно развивается наиболее быстрыми темпами. Скорость обновления — пять лет. Появляется новая элементная база.
— Сколько всего будет построено лодок этого проекта? Раньше называлась цифра восемь, а теперь семь?
— На сегодня семь.
— Сокращение связано с переходом на строительство лодок следующего поколения?
— Новое поколение — вещь философская, потому что это связано с применением принципиально новых технических решений. Когда переходили от первого ко второму, к третьему, четвертому, то тогда существенно менялись параметры — глубина, скорость. Сейчас эти параметры сильно не "гуляют". Сейчас это в основном касается акустических параметров, то есть шумности корабля.
Она меняется существенно. Изменения касаются и главной энергетической установки. Например, на первом поколении основная корабельная сеть была постоянного тока, со второго мы перешли на 380 переменного тока. Менялась и схема построения корпуса. Пока же к эволюционным изменениям мы не подошли.
— Рассматривается ли возможность создания единого корпуса для многоцелевой и стратегической атомных подлодок, некий унифицированный корпус?
— Вопрос такой рассматривается. Но речь идет о том, что характеристики ядерного оружия РФ задают характеристики самого корабля, например вес этого оружия, длина, ширина. Поэтому говорить, что просто можно унифицировать, не получается.
Задача такая стоит, но мы ее понимаем на уровне унификации оборудования, то есть начинка внутри корабля. Это общекорабельные системы, радиоэлектронное оружие, энергетическая система. На уровне элементов это возможно, и мы, в принципе, на четвертом поколении внедрили много систем, которые мы одинаково применяем с "Рубином" (ЦКБ "Рубин" — разработчик стратегических атомных подводных лодок в России — ред).
— А какое будет водоизмещение АПЛ будущего поколения?
— Примерно такое же, как у "Ясеня", — до 12 тысяч тонн, может, немного меньше. Оно определяется теми техническими требованиями, которые определяет ВМФ.
Пока пятое поколение мы разрабатываем в инициативном порядке, Минобороны пока техническое задание нам не спустило. Но, независимо от этого, есть технические требования, от которых, как нам представляется, ВМФ отступать не будет. Это, например, процент непотопляемости, это требования к обитаемости. Сколько кубометров площади на одного человека, сколько запасов продовольствия, питьевой воды.
— Лодка будет двухкорпусная, какие строятся в России сейчас?
— Концепция двойного (прочный внутренний и легкий внешний) или полуторного корпуса также остается традицией нашего подводного кораблестроения. Мы считаем, что это более выгодная конструкция, чем однокорпусная.
— Но ведь американцы строят лодки однокорпусные.
— Однокорпусные лодки делают только американцы, причем начали они их делать, только начиная с проекта "Лос-Анжелес". И они сейчас обсуждают вопрос, не вернуться ли к строительству двухкорпусных лодок.
— Оружие на проектах "Ясень" и "Ясень-М" полностью отработано? Есть информация, что новые комплексы крылатых ракет типа "Калибр" и "Оникс" имеют дальность до 1,5 тысяч километров. Это правда?
— Да, на "Ясене" было проведено огромное количество испытательных стрельб из надводного и подводного положения. Практически все пуски были признаны успешными, практически 100 процентов.
— Торпеды остаются оружием подлодок или уже только ракеты?
— Подлодка без торпед — это какая-то неправильная подлодка. Оно сохранится в любом случае, потому что это оружие нападения и отражения атаки подлодки противника.
— Какое-то принципиально новое оружие можно ожидать на лодках нового поколения?
— На новом поколении будет оружие, как современное, так и то, что сейчас разрабатывается. Можно говорить о боевых робототехнических средствах, которые могут выпускаться из подводной лодки. Типа подводных беспилотников. Они могут действительно выпускаться из подлодки и находиться в режиме "офлай", а затем по команде активироваться. Лодка за это время может из этого района уйти, а беспилотник останется и будет, например, создавать видимость присутствия лодки.
Робото-технические средства могут быть как боевые, так и связи, и разведки. Они могут быть одноразовыми или возвращаемыми.
Весь мир идет по этому направлению.
Это даже скорее не оружие, а некая полезная нагрузка, многофункциональные модули. И мы на прошедшей в Париже выставке "Евронаваль-2014" видели, что на многих зарубежных проектах лодок резервируются места между прочным и легким корпусами для таких модулей.
— Что из себя представляет новый проект малой подлодки типа "Пиранья"?
— Опять же в инициативном порядке мы разрабатываем группу подводных лодок под условным названием "Пиранья-Т" (торпедная). Они отличаются водоизмещением, скоростью хода, автономностью. Разработаны эскизные проекты трех лодок водоизмещением 320 тонн, 550 тонн и 950 тонн. Последние две будут иметь скорость 12 узлов и 15-18 узлов. Все будет зависеть от заказчика, от его целей. Если, например, лодка для спецназа, то скорость большая не нужна. Если торпедная, то наоборот. Но если нужна большая скорость, значит двигатель должен быть мощнее, аккумуляторные батареи более емкие.
— А родное Минобороны это интересует?
— Нет, Минобороны считает, что для России такие лодки сегодня не актуальны. Предложения, которые мы посылали, живого отклика у наших моряков не нашли.
— Значит, для инозаказчика?
— Да, такие переговоры мы ведем, но пока на первичной стадии. Были встречи с представителями стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Сейчас мы ждем приглашения на выставку в Бразилию.
— Какие страны являются лидерами в подводном кораблестроении кроме России?
— По классу атомных многоцелевых это, безусловно, американцы. Они тратят бешеные деньги на разработку кораблей и вооружения. Здесь сомнений нет никаких.
— Их лодки намного дороже наших аналогов?
— Сложно сказать, но, думаю, раза в три. Но сравнивая боевые возможности наших и американских лодок, приходишь к выводу, что в зависимости от ситуации где-то впереди они, а где-то впереди мы. Это абсолютно честно и серьезно. Нельзя говорить, что они ушли куда-то там далеко вперед. Другое дело, что у них количественные показатели другие — просто они строят больше, соответственно, и возможности их применения более разнообразные.
— Какие еще страны являются вашими заочными конкурентами?
— Наверное, на втором месте китайцы. Они еще пока отстают, но быстро догоняют. На третьем месте Великобритания, далее Франция, Германия, в дизельных лодках шведы большие молодцы с анаэробными установками Стерлинга.