Дмитрий Куликов, член Зиновьевского клуба МИА "Россия Сегодня"
Первое, что следует отметить, обсуждая недавно состоявшееся послание российского президента Федеральному собранию — это высокая степень прагматичности и даже практичности этого текста. Послание можно разделить на три принципиальные части:
1) политическое самоопределение России, которое заключается в том, что решение по Крыму является окончательным и бесповоротным, а во всех развивающихся сегодня "геополитических разборках" наша страна не может и не пожертвует ни граном своего суверенитета;
2) президент сделал нашей буржуазии деловое предложение об амнистии капиталов и общей либерализации делового климата в стране, поскольку действия наших геополитических соперников будут направлены на раскол общества, и они попытаются оказать давление на власть через состоятельную (богатую) часть населения, т.е. через тех, кому есть что терять;
3) важные поручения правительству и парламенту, связанные с особенностями текущего момента.
Наиболее интересной, новой и загадочной является вторая часть послания, о ней мы сегодня и попробуем порассуждать.
Президент поставил бизнес перед выбором
Об этом и говорит министр иностранных дел Лавров, когда утверждает, что все так называемые санкции против России направленны на самом деле и прежде всего, на свержение российской власти. Вот и Ходорковского уже назначили вождем грядущей революции, и он уже даже произнес соответствующую моменту речь.
В такой ситуации у президента России, как представляется, есть два варианта действий: репрессивный и либеральный.
Он выбрал либеральный, и предложил капиталу вернуться в страну под соответствующие гарантии. Давление на Россию будет нарастать, вне зависимости от развития событий на Украине, об этом президент тоже сказал в послании, и он дает возможность российскому капиталу перестать быть заложником Запада в этой большой геополитической игре.
В грядущем противостоянии президент предложил нашему капиталу сделать выбор: быть в России и на стороне России, или быть инструментом Запада в борьбе против России. В этом заключается политический смысл объявленной "офшорной амнистии".
Где надежнее хранить деньги
Кстати, нет никаких сомнений, что наиболее пострадавшими в случае такого изъятия будут именно счета офшорных компаний и персон-нерезидентов (иностранцев).
Ну а США вообще считают себя абсолютно свободными в отношении доллара. Доллар — это ведь даже не обязательство американского государства, а всего лишь расписка частного финансового института — Федеральной резервной системы. В любой момент он может быть девальвирован именно с целью решения практически нерешаемых долговых проблем Америки. Кстати, именно так уже как минимум дважды в своей истории США и поступали. В 30-е годы девальвировали доллар относительно золота, а в 70-е вообще отказались от золотого наполнения.
Вывоз денег на Запад как способ их сохранения и накопления сегодня отнюдь не является гарантированным и даже наименее рисковым. При ответе на вопрос о том, где и как сохранять свой капитал, и даже относительно небольшие накопления, выбор в пользу Запада совсем не является сегодня заведомо очевидным. Возможно, размещение капиталов в российской национальной юрисдикции окажется более безопасным.
И еще. Амнистия объявлена как одноразовая акция. Важно, чтобы наша буржуазия понимала последствия своего выбора. Об этом не было сказано в послании, но очевидно, что российские капиталы, которые не пройдут легализацию через объявленную амнистию, могут стать, и, скорее всего, станут объектом преследования и санкций со стороны российского государства, так же, как и их владельцы. Это также очень важно понимать еще и потому, что вывезенный за рубеж капитал, как правило, и за редким исключением, не воспроизводится в западной среде. Для воспроизводства и накопления капитала российский бизнес использует деловые возможности на родине. Следовательно, возможность в дальнейшем работать и зарабатывать честно в России будет у тех, кто легализует свои капиталы в рамках амнистии, а риски уголовного преследования и невозможности дальнейшего ведения бизнеса в России возрастут у тех, кто легализацию через амнистию не пройдет. Это логично и закономерно.
Очень важно то, как именно будет проводиться амнистия. Наша буржуазия должна поверить государству. Это один из самых сложных моментов в этом деле. И Путин наверняка это понимает, поскольку публично пообещал лично заниматься и подготовкой и реализацией амнистии вывезенного капитала.
В части реализации амнистии пока только одни вопросы без ответов. Но их следует обсудить.
Острые вопросы офшорной амнистии
Амнистируется ли вся зарубежная собственность наших граждан-резидентов, и каков будет порядок ее налогообложения? Это важный вопрос, поскольку не имеет смысла амнистировать часть капиталов, если все равно остается что-то, что может быть подвергнуто преследованию.
Не секрет, что значительная часть так называемых иностранных инвестиций в российскую экономику являются иностранными лишь формально. Многие наши бизнесмены владеют активами на территории России через зарубежные компании. Смогут ли они легализовать свое прямое владение в российской юрисдикции без угрозы дальнейшего преследования? По идее, они должны получить такую возможность.
Также важно для участников амнистии, что при возвращении валюты в Россию не будет никакого изменения валютного законодательства, ни в части хождения валюты на территории России, ни в части валютных банковских счетов, ни в части свободного вывоза задекларированного капитала и возможности совершать платежи по зарубежным адресатам.
Важнейшими являются критерии непопадания капиталов под амнистию. Некоторые уже назвал премьер-министр Дмитрий Медведев. Это средства, полученные от наркоторговли и торговли оружием. Наверное, в этот список должны быть включены современные формы работорговли и нелегальной торговли органами. Наверное, что-то еще такого же рода. Но, главное, этот список должен быть кратким, четким, однозначным и исчерпывающим. Не допускающим толкований. Декларированные гражданином по амнистии активы не должны никогда и ни при каких условиях стать объектом уголовного и любого другого преследования со стороны государства, кроме как на основании этого исчерпывающего списка недопустимого происхождения этих активов.
Форма и способ реализации амнистии должны стать предметом интенсивной экспертной работы и консультаций. Это должно быть просчитанное до мелочей и выверенное действие. Его нельзя будет потом ни повторить, ни переделать. Амнистия должна быть успешной, поскольку это единственный на сегодня способ сформировать действительно национальную буржуазию, готовую разделить вместе с народом и государством историческую судьбу страны.