Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"МК" - 95: "самая странная редакция на свете"

© РИА Новости / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкПассажир московского метро читает газету "Московский комсомолец"Пассажир московского метро читает газету Московский комсомолец
Эмоции, авторская точка зрения, неравнодушные журналисты - это главная отличительная особенность "Московского комсомольца", то, за что кто-то его преданно любит, а кто-то - жестко критикует, замечает Елена Загородняя.

Елена Загородняя, МИА "Россия сегодня"

Газеты с возрастом только молодеют. Это удивительная особенность газет: они могут прекратить существование, но если живут, то с каждым годом, с каждым юбилеем становятся живее, актуальнее, современнее и энергичнее. В полной мере это относится к "МК" — газете, которую когда-то знали и любили сначала юные москвичи, затем — все москвичи, а нынче — более 2 миллионов читателей в 67 регионах России.

Чтобы не остаться на месте, надо бежать

Постоянно меняться, идти не просто в ногу со временем, а забегать на шаг вперед — это единственный рецепт успеха и выживания для любого средства массовой информации. Рецепт, который в МК не забывают уже 95 лет.

Газета несколько раз меняла название. Сначала, в 1919 году, она вышла под логотипом "Юный коммунар". Затем были "Молодой ленинец" и "Юношеская правда". С 1929 года — "Московский комсомолец". В начале 90-х годов в редакции горячо обсуждали — не поменять ли название снова, ведь ВЛКСМ вместе с комсомольцами ушел в историю. Были и сторонники изменения названия — например, обсуждали вариант переименования в "Московский курьер". Были и те, кто выступал за сохранение "комсомольца". В итоге решили оставить — только выделить крупно буквы МК на первой полосе.

Как показало время, решение приняли правильное. В начале и середине 90-х ежегодно в столице рождалось и умирало множество газетных проектов; от старых известных брендов отпочковывались новые, журналистские коллективы размножались делением, находились спонсоры, которые основывали все новые и новые федеральные и городские издания. Читатель мог просто запутаться среди множества старых и новых "курьеров" и "обозревателей". Сохранение же привычного миллионам москвичей названия "МК" — один из якорей, который смог привлечь аудиторию.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкФрагмент первой полосы газеты "Московский комсомолец"Фрагмент первой полосы газеты Московский комсомолец

Журналист с человеческим лицом

Другая яркая черта МК — авторы, чьи имена знала и знает вся страна. И это несмотря на то, что в последнее время журналистика заметно обезличилась.

Еще в 90-е годы, вместе с кардинальной сменой всего уклада жизни россиян, бурно менялась и российская журналистика. Забыв про принципы совпартпечати, журналисты тех лет искали новые формы и способы разговора с читателем, по-новому определяли для себя смысл своего профессионального существования.

Тогда по подходу к содержанию газетчики разделились на две принципиально разные группы: условно назовем их "технократами" и "публицистами".

"Технократы" по всем возможным направлениям увеличивали технологичность создания газеты: для обеспечения высокой скорости получения информации, ее обработки и максимально быстрой передачи читателю все стадии процесса создания газеты подвергались регламентированию и унификации. Новость, фактура, бесстрастное изложение событий — вот идеалы этой группы.

"Публицисты" настаивали на том, что журналистика должна быть авторской, именнОй. Приоритетным считался личный талант журналиста. Это могла быть способность проникнуть в недоступные обычным людям места или найти интереснейшего человека; способность увидеть интересную читателю тему там, где все остальные видят только казус. Кто-то из журналистов умел так сложить слова, что отстраненный на первый взгляд репортаж пробивал у читателя слезу, а публицистический материал подвигал кого-то на решительные действия. Другой был мастером интервью, который мог вытянуть из собеседника ошеломительные подробности.

Конечно, это деление газет достаточно условное, и в чистом виде ни в одной из тогдашних российских газет не наблюдавшееся.

Тем не менее, выбор приоритетов по этому критерию происходил во всех СМИ.

"МК", взявший курс на авторскую журналистику еще в 80-х, этот курс четко выдержал и в эпоху перемен, и сохранил до сих пор.

Эмоции, авторская точка зрения, неравнодушные журналисты — это то, за что кто-то любит, а кто-то критикует "МК".

С лица необщим выраженьем

Выпуск любой газеты — достаточно сложный технологический процесс. Разные способы печати, форматы полос, черно-белая и цветная печать, появившиеся позже интернет-технологии и мобильные сервисы — все это требует средств, организации и точной настройки.

Но качество газеты определяют прежде всего люди, которые в ней работают. Отдел литературы "МК" в 20-годы возглавлял Осип Мандельштам. В газете публиковался Юлиан Семенов, работал поэт, философ и педагог Александр Аронов.

В 80-е годы "МК" гремел на всю страну. Пусть до провинции газета доходила по случаю — в киосках время от времени появлялись разрозненные номера, или кто-то привозил несколько номеров из поездки в Москву. Номера эти студенты в Тюмени и Хабаровске, Брянске и Барнауле зачитывали до дыр.

Это тогда в "МК" впервые написали о "Лицедеях" Славы Полунина. Сначала корреспондент, а затем руководитель отдела информации Александр Перов на страницах МК открыл для российского читателя знаменитого на весь мир гитариста Пако де Лусия и будущего патриарха российского фолк-попа Владимира Назарова.

Это здесь были проведены и первые просветительские опыты в деле сексуального воспитания советской молодежи — в рубрике "Ты и я" анализировали читательскую почту и пытались говорить со своим молодым читателем на почти запретные до этого темы.

Затем еще много было. Трагическая история гибели Павла Холодова. Скандальные публикации Александра Хинштейна, ныне депутата Госдумы. Дымовые шашки в редакции — это уже современная история. История газеты, которую сейчас делает нынешняя редакция "МК" — и те, кто в газете живет уже больше 30 лет, и те, кто только пришел на стажировку.

С днем рождения, коллеги!

Журналисты "Московского комсомольца" о своей газете и о ее роли в их жизни:

Павел Гусев, главный редактор газеты "Московский комсомолец": Для меня "МК" — по сути, вся моя жизнь: 31 год я главный редактор в этой газете, а ведь это почти треть ее существования. Это все: мое становление как личности, и умение работать и найти контакт с журналистами, политиками, общественными деятелями, правозащитниками, оппозицией и властью. Найти баланс в газете, чтобы читатели не просто заглядывали в нее, но с удовольствием и интересом читали. Конечно, это огромная армия читателей. Когда я начинал, это была городская газета с небольшим тиражом, а сегодня мы выходим в 67 регионах, у нас 2 миллиона читателей, и почитателей, тех, кто любит и хвалит, и тех, кто критикует. Главное — это люди неравнодушные. И конечно, это уникальный журналистский коллектив. Когда пришел, сразу решил, что хочу сделать именную журналистику. В чем-то мне это удалось. Многих авторов МК знает и любит вся страна, и заслуженно — за счет высокого индивидуального уровня мастерства.

Александр Перов, в 80-е годы корреспондент, затем редактор отдела информации "Московского комсомольца", журналист, медиаменеджер, в том числе — главный редактор газеты КоммерсантЪ-Daily, журнала "Профиль", гендиректор НСН — первого информагентства в российском сегменте интернета: Что такое был "МК" в 80-е годы, когда я там работал?.. Все знают, что тогда в журналистике было две кузницы кадров — "Московский комсомолец" и "Комсомольская правда". "МК" тех лет — это прежде всего люди. Удивительный Саша Аронов, замечательный корреспондент, поэт и литератор. Юра Когтев, редактор отдела информации, который мне, пришедшему с радиостанции "Юность", первым делом сунул книжку репортажей Хемингуэя и сказал: до завтра прочтешь… Талантливейший и отчаянный Женя Додолев. Потрясающий ироничный Лева Новожёнов, который вел полосу "сатира энд юмор". Тогда юмор относился к нашему отделу, который так и назывался: отдел информации, фельетонов и юмора. Вообще в "Комсомольце" тех лет работали удивительные люди, высочайшего класса профессионалы, и в их среде я начал по-настоящему заниматься журналистикой. Возможно, поэтому из-меня что-то получилось.

Вадим Поэгли, заместитель главного редактора "МК", куратор политического блока: В этом году юбилей не только у "МК", но и у меня. Вот уже 25 лет я работаю в "Комсомольце". Никогда бы раньше не подумал, что способен на такую верность. Но это получилось как-то само собой: по любви. "МК" для меня — это уже семья, вместе с которой хочется быть не только потому и когда мы в чем-то лучшие или первые, но и в трудные времена. Это родина, которую не выбирают.Надеюсь вместе отметить и наш столетний юбилей. Всего-то пять лет осталось!

Михаил Ростовский, политический обозреватель "МК": "МК" — это газета, в которую я попал совершенно случайно, но которая стала моей судьбой. Здесь совершенно непередаваемая редакционная атмосфера, широчайшие возможности для творчества. "МК" — это газета, где на одной странице могут быть рядом опубликованы два совершенно противоположных мнения на один и тот же предмет. Это газета, где очень серьезное перемешано с совсем несерьезным. "МК" — это не просто газета, это своего рода образ жизни.

Андрей Яшлавский, редактор международного отдела "МК": МК для меня — это, прежде всего, бОльшая половина моей жизни, это не только моя работа, это мой дом. Я провожу здесь, пожалуй, больше времени, чем дома. Это мои коллеги, мои друзья, и возможность заниматься своим любимым делом. Это интересные возможности, интересные встречи с интересными людьми. А когда интересно нам — интересно и нашим читателям.

Ева Меркачева, корреспондент "МК": МК для меня это, в первую очередь, судьба. Когда я поступала на журфак МГУ и сдавала первый экзамен, в аудиторию вихрем влетел фотограф. На следующий день мой портрет опубликовали на первой полосе МК. Почти на полполосы. А через 6 лет я уже сама попала по объявлению в "самую странную редакцию на свете". Странная она потому, что здесь каждый делает, что хочет. В хорошем смысле слова. Нет запретных тем. Нет неприкасаемых. Неважно, сколько тебе лет, какой у тебя опыт — важно, как ты умеешь думать и как владеешь словом. Вот представьте — любой юный репортер может спорить с мэтром на планерке до одурения. И в итоге может переспорить, и именно его "злоба дня" пойдет в номер. Полнейшая демократия во всем. Полная свобода слова. За это МК любят, ненавидят, с ним дружат и воюют. У одних "МК" — кость в горле, для других — "единственная честная газета". Те, кому мы испортили жизнь, нас тащат в суды, от злости и бессилия называют продажными, "желтыми". Те, кому мы помогли, в буквальном смысле молятся за нас. "МК" правда часто делает невозможное. Случалось, мы помогали находить реальных убийц. Случалось, благодаря нам отпускали невиновных. Мы восстанавливали честное имя. Мы назвали негодяя негодяем, из- за чего он терял свою страшную власть над людьми. Для меня самой "МК" — это возможность искать истину и нести ее миру.

Елена Короткова, редактор отдела СНГ и региональной политики "МК": МК — это, наверное, моя жизнь. Газета, в которую я пришла на втором курсе МГУ, практически училась журналистике, совмещая учебу и работу. Это мое первое и единственное место работы по специальности, я здесь тружусь 23 года. Начинала корреспондентом, который писал информашки в новостные колонки, потом была парламентским корром, спецкорром, сейчас — редактор отдела. Благодаря работе посмотрела страну, мир. Это потрясающе интересная работа.

Оценить 8
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала