Следственный комитет России раскрыл в уходящем году тысячи афер и взяток. Среди фигурантов уголовных дел были чиновники различных рангов. В Международный день борьбы с коррупцией официальный представитель СК Владимир Маркин рассказал в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Набиркиной о предварительных итогах работы следователей.
— Владимир Иванович, как вы можете оценить на сегодняшний день ситуацию с коррупцией в России? Увеличилось ли количество коррупционных дел в 2014 году по сравнению с прошлым годом?
— Могу сказать, что ситуация меняется в лучшую сторону. По сравнению с данными прошлого года зарегистрировано на 12% меньше преступлений коррупционной направленности, и это результат совместных активных действий и профилактической работы правоохранительных органов. В текущем году возбуждено 21,1 тысячи уголовных дел, направлено в суд 8,6 тысячи. В основном среди преступлений коррупционной направленности преобладают получение и дача взятки, мошенничество, а также присвоение или растрата.
— Каков ущерб по коррупционным преступлениям, расследуемым в ведомстве, и стоимость имущества фигурантов дел, арестованных в 2014 году?
— Размер причиненного ущерба по направленным в суд уголовным делам составил 14,7 миллиарда рублей. При этом до направления уголовных дел в суд возмещено 5,1 миллиарда рублей, это 34,5% от причиненного ущерба. Наложен арест на имущество на сумму 7,2 миллиарда рублей, что составляет 48,9% от суммы причиненного ущерба. Кстати, это в 1,5 раза больше, чем сумма арестованного за тот же период имущества в прошлом году — 4,8 миллиарда рублей. Но надо понимать, что за этими цифрами стоит титанический труд наших следователей. В рамках уголовных дел они принимают меры к тому, чтобы вначале обнаружить это имущество, а затем через суд арестовать. Естественно, коррупционеры не торопятся расставаться с нажитым и делают все возможное, чтобы помешать этому, например переоформляя недвижимость на других лиц. Все это осложняет для следствия возможность обеспечения последующего возмещения ущерба. И несмотря на значительные суммы арестованного имущества, конечно же, невозможно возместить репутационный ущерб государственной власти, который наносят действия таких лиц. Поэтому слово "чиновник" уже давно ассоциируется у людей лишь с негативом, однако это не совсем справедливо, так как большинство госслужащих — это порядочные и честные люди.
— Успешно ли в указанном направлении работают следователи Крыма и Севастополя?
— Как только Крым вошел в состав России и в двух новых субъектах образовались следственные управления, их сотрудники начали проверять поступающую информацию о фактах коррупции, и в итоге был возбужден ряд уголовных дел. Так, под следствие попали первый заместитель начальника Севастопольской таможни, ряд действующих депутатов, заместитель прокурора Балаклавского района Севастополя, начальник отдела полиции по Гагаринскому району города. Также сейчас расследуется масштабное дело по факту незаконного завладения землями национального заповедника "Херсонес Таврический". К трем годам лишения свободы уже приговорен бывший помощник прокурора города Ялты Евгений Помелов, признанный судом виновным в получении взятки за сокрытие материалов досудебного производства. Всего по состоянию на сентябрь 2014 года в Севастополе возбуждено 16 уголовных дел коррупционной направленности, шесть дел направлено в суд, при этом ущерб, нанесенный данными преступлениями, полностью возмещен. В Крыму возбуждено 95 уголовных дел указанной категории, завершено расследование по 35 уголовным делам. Каждое коррупционное дело вызывает повышенный резонанс, поскольку на Украине чиновники подобного уровня были неприкасаемы, а подобные дела не возбуждались, и население на протяжении многих лет страдало от коррупционных действий. К примеру, был даже случай, когда съемочная группа местного телеканала приехала в следственное управление по Севастополю на брифинг, посвященный возбуждению подряд сразу двух коррупционных дел. Уезжая, журналисты сказали лишь: "Ну вы даете… такого здесь еще не было".
— Ведомство регулярно сообщает о возбуждении уголовных дел в отношении мелких и крупных чиновников, глав городов. Кто из обладателей "особого правового статуса" чаще других становится подозреваемым?
— В основном это главы муниципальных образований и депутаты органов самоуправления, в текущем году к уголовной ответственности привлечены 424 чиновника этого уровня. Как правило, совершаемые ими преступления связаны со злоупотреблением или превышением своих должностных полномочий, получением взяток, хищением бюджетных средств, лоббированием интересов коммерческих структур и др. Но в числе фигурантов наших уголовных дел есть и много более высокопоставленных должностных лиц, например, депутат Госдумы Николай Паршин, бывший член Совета Федерации Александр Сабадаш, первый заместитель главы администрации Новгородской области Арнольд Шалмуев, бывший мэр города Тулы Александр Прокопук, мэр Ярославля Евгений Урлашов и другие. В этом году вынесен ряд приговоров. Например, бывшему мэру Астрахани Михаилу Столярову назначено десять лет лишения свободы и штраф 500 миллионов, такой же штраф и девять лет лишения свободы суд назначил бывшему главе администрации города Ставрополя Игорю Бестужему. А бывшему министру здравоохранения Челябинской области Виталию Тесленко — семь лет лишения свободы. Это все за получение взяток. Поэтому потенциальным фигурантам дел о коррупции, тем, кто, возможно, еще замышляет преступление, лучше уже сейчас задуматься о неотвратимости наказания.
— Сколько правоохранителей и чиновников попало на скамью подсудимых в уходящем году?
— По последним данным, в суд направлены дела в отношении 872 сотрудников органов внутренних дел, 704 должностных лиц в органах местного самоуправления, 576 лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Также перед судом пришлось предстать 465 работникам Минюста России (в том числе ФССП — 240, ФСИН — 202), 444 работникам здравоохранения, 406 военнослужащим, 369 работникам образования и науки.
Среди фигурантов направленных в суды дел еще 85 лиц, трудившихся в органах государственного и муниципального контроля, 59 сотрудников ФНС, 57 сотрудников ФМС, 56 сотрудников таможенных органов, 53 сотрудника МЧС России, 38 сотрудников ФСКН России, 23 члена избирательных комиссий, 17 сотрудников Следственного комитета и 15 работников прокуратуры.
— Нашла ли поддержку среди законодателей и юридического сообщества идея председателя СК РФ Александра Бастрыкина о возвращении конфискации имущества как меры борьбы с коррупцией в России?
— Эту инициативу поддержала глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, многие депутаты Госдумы, причем разных фракций. Да и с позиции здравого смысла ясно, что наличие конфискации имущества в качестве меры наказания будет эффективным. Сейчас нечистые на руку чиновники чувствуют себя относительно спокойно, вроде бы люди вокруг понимают, что их дорогостоящее имущество купить на официальную зарплату невозможно, но вернуть ничего нельзя, так как надо еще доказать, что все это было нажито преступным путем. Если же конфискация имущества будет применяться в качестве полноценной меры наказания, полагаю, это заставит задуматься конкретных должностных лиц о своих действиях и их последствиях. Но при этом, безусловно, надо соблюдать здравый смысл. Вынося решение о конфискации фигуранту уголовного дела о коррупции, суд должен оставлять человеку минимум имущества, необходимый для жизни.