БАЗЕЛЬ, 6 дек — РИА Новости, Тимур Хурсандов. Заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, которое состоялось 4-5 декабря в Базеле, ожидаемо прошло под знаком украинского кризиса.
Большинство выступающих сделало упор на обвинениях в адрес России. Как уже стало привычным за последние месяцы, многие предпочли не углубляться в причины украинских событий, а просто обвинить во всем Москву, традиционно не приводя никаких фактов.
Но за украинской темой была и другая — жизнь ОБСЕ. Она, конечно, не так привлекает внимание СМИ и публики, но именно вопросы, прошедшие вторым планом, могут оказать на будущее организации большое влияние.
Кризис среднего возраста
ОБСЕ давно известна как единственная площадка общеевропейского масштаба, на которой в случае конфликта стороны могут налаживать диалог, просить о посредничестве, помощи. В ее же рамках зарождались важнейшие инициативы по безопасности, такие как адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
"То, что происходит на Украине, стало результатом системного кризиса в регионе ОБСЕ, который назревал давно. Его корни — в неспособности обеспечить подлинное единство евроатлантического пространства на основе признания равных прав всех государств-участников, уважения законных интересов каждого из них, отказа от вмешательства во внутренние дела", — подтвердил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на пленарном заседании СМИД.
Некоторые из стран-участниц вообще высказывают мнение, что если все оставить, как есть, это угрожает самому существованию ОБСЕ. Встреча в Базеле показала, что это, возможно, действительно так.
О проблемах организации говорили министры, которых трудно заподозрить в единстве взглядов. Лавров, например, в своем выступлении отметил ряд тем. Во-первых, он указал, что до сих пор только на бумаге остается принцип военно-политической безопасности, согласно которому никто не должен обеспечивать свою безопасность за счет других.
При этом, по его словам, нельзя допустить, чтобы ОБСЕ оказалась невостребованной. "Губительны попытки доказать, что только НАТО и ЕС обладают монополией на истину и что только в их рядах можно обрести безопасность и процветание. Если следовать этой логике, то ОБСЕ надо закрывать. Россия с этим не согласна", — заявил Лавров.
А глава внешнеполитического ведомства Украины Павел Климкин обратил внимание на то, как ОБСЕ реагирует на возникающие в регионе кризисы, что вполне естественно с ее стороны в нынешних условиях.
"Организации следует предпринять более эффективные меры для наметки решений, направленных на действенное реагирование на имеющиеся и возникающие вновь вызовы в области безопасности, иначе есть опасность того, что ОБСЕ канет в Лету как неактуальная организация", — считает украинский министр.
Счастливое число ОБСЕ
Ответов на все вопросы, естественно, нет и не предвидится, но в принципе реальный механизм для превращения ОБСЕ в более эффективную организацию уже обсуждается. Причем его основы были заложены в Киеве, где год назад проходила предыдущая министерская встреча. Там был принят проект декларации под названием "Хельсинки плюс 40".
Вещи основополагающие, но такое ощущение, что в последние годы их подзабыли. "Сейчас даже просто подтвердить принципы, заложенные в основу деятельности организации, это уже очень важно. А если получится их дополнить, конкретизировать, обозначить пути претворения этих принципов в жизнь, то было бы идеально. Но пока трудно что-то прогнозировать. Здесь может быть много сложностей", — отметил в беседе с РИА Новости источник в российской делегации, говоря о целях и перспективах "Хельсинки плюс 40".
К делу приступают мудрецы
Сложности проявились уже в процессе принятия решения о запуске "Хельсинки плюс 40". Уверенности в том, что об этом удастся договориться, как планировали, — на встрече в Базеле — не было до самого конца.
По его словам, окончательные решения зачастую принимаются в ходе встреч в кулуарах, буквально "на коленке".
"В отличие от НАТО или Евросоюза, где все упорядочено и зарегламентировано в ОБСЕ настоящее броуновское движение. Хотя на это можно посмотреть и с позитивной стороны — есть интрига, всегда есть место для настоящей, филигранной дипломатии", — отметил собеседник агентства.
Вот и на этот раз дипломатам, видимо, удалось найти компромисс. Как сообщил после завершения встречи в Базеле заместитель министра иностранных дел Алексей Мешков, "принято решение о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40".
Теперь решать надо будет уже конкретные технические вопросы. Для этого будет создан экспертный орган, так называемая "Группа мудрецов", которая должна представить свои рекомендации странам ОБСЕ. Как ожидается, войдет в эту структуру и представитель России.
"Рыба" для сербов
По мнению главы МИД РФ, нацеливаться надо на то, чтобы "к 40-летию ОБСЕ, к следующему министерскому заседанию был подготовлен солидный документ с анализом тех проблем, которые сегодня существуют, с подтверждением хельсинских принципов и с конкретными мерами, которые позволят более эффективно все эти принципы в совокупности претворять в жизнь".
Сделать это в столь сжатые сроки будет очень непросто. В секретариате ОБСЕ, например, сомневаются в том, что документ можно будет полностью подготовить именно к встрече в Сербии, которая председательствует в организации в 2015 году. Но вот разработать какую-то "рыбу", рамки для будущей декларации — вполне возможно.
"За многие годы в ОБСЕ выработался такой капитал консенсусных решений, что при наличии политической воли все реально", — отметил в связи с этим источник в российской делегации.