Владимир Катин, журналист-международник, Люксембург, для МИА "Россия сегодня"
Факт свершившийся, пусть даже печальный, но вынужденный: на трассе, по которой должен был пройти газопровод "Южный поток", опущен шлагбаум. Подумать только — семь стран участвуют в проекте, и работы уже ведутся не первый год, и средства немалые расходуются, и вот теперь этому замыслу не сбыться.
Команду закрыть строительство газопровода дал и обосновал президент России Владимир Путин. В чём же причина столь жесткого решения?
Болгария — слабое место
К такому решению российское руководство подталкивали, или даже вели, события, которые разворачивались в последнее время вокруг коллективного проекта газопровода. События нагнетались, и некоторые страны-участницы решили воспрепятствовать строительству "Южного потока", хотя ещё недавно ратовали за него, называя "надёжным обеспечением голубым топливом".
Против "Южного потока" дважды публично высказывалась Болгария, причём в весьма категоричной форме. При таком подходе к совместному проекту, когда один из участников дезертирует, вся конструкция обречена на развал. Потому-то Москва своевременно дала сигнал свёртывать начатые работы.
Надо полагать, что самой Болгарии не могло прийти в голову рушить задействованную стройку, то есть вредить своим же партнёрам. На Болгарию упорно давили — как из-за океана, так и из Брюсселя. На других участников проекта "Южный поток", скажем на Австрию или Италию, столь жестко давить трудно, даже невозможно. В итоге, Болгария была выбрана как "слабое звено".
Трудно сказать, чем соблазнилась София, пойдя на такой предательский шаг. Скорее даже зигзаг. Видимо что-то ей пообещали взамен "диверсионной акции" по разрушению "Южного потока". Однако счёт за убытки, которые теперь понесут участники проекта, ляжет на стол именно болгарскому правительству, а не Вашингтону и Брюсселю.
Новый зигзаг
Видимо здесь какой-то ход, но не конём, а турой — ход слишком уж прямолинейный. Возможно, что в этом скрыто намерение обелить себя и свалить вину за развал проекта на Москву.
Между тем, все эти словесные кульбиты болгарских руководителей насчёт того, нужен или не нужен "Южный поток", не нашли поддержку в европейских странах, нуждающихся в российском газе. Новый глава Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер отреагировал на закрытие Россией проекта заявлением, что надо искать решение этой проблемы. "Южный поток" может быть построен,- сказал он.- Условия для этого были созданы уже давно".
За возобновление проекта активнее других выступают сейчас Греция и Сербия. Эти страны призвали Комиссию ЕС продолжать переговоры с Россией с тем, чтобы "Южный поток" стал реальностью вопреки создавшейся вокруг него шумихи.
Прочная позиция России
Подноготная всей этой затеянной болгарами истории с "Южным потоком" выглядит однозначно: целью было навредить России, постараться хотя бы частично лишить её европейского рынка газа. Для России большой опасности в этом нет: природный газ — это товар без срока годности.
Причём спрос на него будет всегда, и будет только расти.
В частности, существуют и рассматриваются варианты поставок газа в Турцию, а также на рынки стран Азии и Европы, которые нуждаются в этом традиционном виде топлива. На сегодня Россия обеспечивает своим газом свыше 40% потребностей в нём Европы. Комиссия ЕС вот уже много лет, но пока безуспешно, старается привлечь новых поставщиков голубого топлива в Европу, чтобы "освободиться от зависимости Газпрома". Однако российский газ продолжает планомерно поступать на континент, поскольку и цены удовлетворяют покупателей, и политических условий Москва не выдвигает.
Все эти факты говорят о том, что вопреки препятствиям, нагромождаемым на пути сотрудничества России с Европой, они не омрачают перспективу дальнейшего взаимодействия исторически сложившихся партнёров. Для оптимизма здесь достаточно оснований и реальных надежд.