Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
От президентского обращения с посланием к Федеральному собранию в этом году ждали ответа на множество вопросов. Они известны: санкции, падающий рубль, банковские проблемы, Украина. Ответ (в обращении) получили: кризис — это всегда шанс, толчок, стимул для развития, успеха, перемен; так его и воспринимаем. Таков общий дух выступления Владимира Путина.
Внутренние резервы
По традиции ежегодное послание касается прежде всего внутренней социальной и экономической политики, а уже потом международных дел.
Вот и в это раз, видимо, более всего ждали от президентского выступления ответа на ключевой вопрос фискальной и в целом внутренней экономической политики: как отвечаем на кризис.
Вариантов ответа, в целом, было только два. Один — сокращение бюджетных расходов, повышение налогов: этакая фискальная "зимовка" со строгим и терпеливым лицом. Путин избрал второй и, честно говоря, долгожданный ответ на кризис. Если коротко — то такой: "Свобода для развития в экономике, социальной сфере, гражданских инициативах — это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы". А новые налоги — ни в коем случае. Никаких новых налогов в ближайшие четыре года.
А точнее, прекращение бесконечных проверок со стороны надзорных, контрольных, правоохранительных органов; слом обвинительного уклона таких проверок и прочей подобной государственной деятельности: вплоть до введения "надзорных каникул для малого бизнеса". Имеется в виду, что "если предприятие приобрело репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить", сказал президент.
Заметим, что в своем послании он не сказал прямо, что согласен с прогнозами правительства о возможном сокращении ВВП на доли процента в предстоящем году. И не исключено, что если "освобождение капитала" действительно состоится, то не будет никаких сокращений. И даже будет заметный рост. Хотя в выступлении задача была поставлена вот как: выйти на высокие (по сегодняшним мировым стандартам) темпы роста в течение четырех лет. Главное, как сказано в послании, — "дать гражданам возможность раскрыть себя".
Вспомним, что замедление экономики началось задолго до "украинского" кризиса, когда цены на нефть были еще высоки. Другое дело, что "помог" этому замедлению, как утверждают, феномен (проверки, контроль, выкручивание рук предприятиям), который прослеживается еще с 90-х годов и относится, наверное, к российскому менталитету. Похоже, требовалось большое потрясение, на грани войны, чтобы от этих цепей попытаться избавиться.
Впрочем, надо еще посмотреть, насколько быстро и уверенно будет реализовываться идея, пока что изложенная Владимиром Путиным в качестве общего направления политики. Будут ли для этого отменяться многочисленные ограничительные правила и законы, появятся ли разумные ведомственные инструкции…
Внешние резервы
Владимир Путин определяет ситуацию так: "Наша цель — приобрести как можно больше равноправных партнеров как на западе, так и на востоке.
Мы будем расширять свое присутствие в тех регионах, где сейчас набирают силу интеграционные процессы, где не смешивают политику и экономику".
О том, что стране давно пора сломать экспортно-сырьевую модель и перестать быть "бензоколонкой и газовой плитой" для Европы, говорят уже не только не первый год, но не первое десятилетие. Результаты — примерно как с разговорами о необходимости "дать гражданам возможность раскрыть себя".
Но сейчас, как нетрудно заметить, Россия никогда не была так активна во внешнеэкономической сфере. Заключаются крупные контракты с Китаем, Ираном, Турцией, странами Латинской Америки; оживился бизнес с Африкой. За себя говорят просто цифры, объем сделок. А год еще не кончился, по части укрепления партнерств и новых деловых идей предстоят еще довольно интересные события. Хотя кто же спорит, что смена партнеров — заключение новых контрактов, начало новых поставок — настолько же хлопотливая и затратная процедура, как развод и разъезд.
Вообще-то общий итог "украинского кризиса" пока что — изоляция, прежде всего моральная, группы стран, именуемых "Западом". Вряд ли они ждали, что в ответ на их действия расширение сети российских деловых партнеров в мире пойдет такими темпами. И ведь это притом, что не было уголка, куда не наезжали бы западные дипломаты с призывами "подвергнуть Россию санкциям".
Такова материальная, экономическая сторона дела. И стоит ли удивляться, что в послании Владимира Путина не прозвучало каких-то принципиально новых формулировок по части отношений с Западом, того самого "украинского кризиса". В общем-то, говорить здесь ничего и не нужно, все давно сказано. Или, словами Путина, Россия уже "на деле доказала, что способна защитить своих соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость". А дальше — новые задачи.
Полгода назад это было бы президентской дерзостью (пусть оправданной) — сказать, что Россия "готова принять любой вызов времени и победить". А сейчас это и простым глазом видно.