Валентин Зорин, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
В начале 70-х годов прошлого века мне довелось наглотаться слезоточивого газа и испытать полицейские дубинки на массовых демонстрациях против войны во Вьетнаме, проходивших тогда в американских городах. Но того, что происходит ныне, в истории послевоенной Америки не бывало.
Во многих городах власти ввели чрезвычайное положение, на улицы были выведены отряды национальной гвардии, число арестованных насчитывает многие сотни. Президент Обама дважды обращался с призывом успокоиться.
Но его чернокожие соотечественники, возлагавшие большие надежды на первого в истории Америки чернокожего президента, по-видимому, разочаровавшись в нем, этим призывам не вняли. Слова и обещания верхов потеряли свою силу, разбившись о неприглядную действительность.
Даже официальная американская статистика свидетельствует о неравной оплате труда белых и черных, о том, что больше половины чернокожих граждан США находятся за чертой бедности, их первыми увольняют и принимают в последнюю очередь. Опять же официальные данные говорят о том, что значительная часть заключенных в американских тюрьмах — темнокожие, медицинская страховка недоступна для миллионов жителей негритянских кварталов американских городов. А кварталы эти — все те же гетто, что и в прошлом веке.
Таковы правила игры. Правда, бывший президент США Джимми Картер недавно нарушил эти правила. "В стране, — с нескрываемой тревогой заявил он, — с пугающей опасностью крепнет расизм, открытая или плохо скрываемая негрофобия".
Констатацию Картера подтверждают выводы крупного ученого, профессора Коннектикутского университета Джона Давидио. В своей недавно вышедшей книге он утверждает, что "80 процентов белых американцев можно признать сознательными или бессознательными расистами. В настоящее время, — констатирует ученый, — расизм в Америке мутирует подобно вирусу, принимая совершенно новые формы".
Здесь, а не в отдельных трагических эпизодах, следует искать корни и нынешнего бунта, потрясшего Америку, и неизбежных расовых потрясений в будущем.
Не настало ли время Вашингтону перестать наводить "свой порядок" во всем мире, и заняться решением серьезных и трудных проблем в собственном доме?