ДОНЕЦК, 1 дек — РИА Новости. Первое декабря — это не только день, когда на Донбассе должна в полную силу вступить экономическая блокада со стороны Киева. Это еще и первый день зимы. Корреспондент РИА Новости убедился: зима не будет легкой.
Завтрак на костре
Каждый день у Виктора Ивановича, жителя поселка Октябрьский в Донецке, начинается одинаково. Просыпаясь в своей холодной квартире (отопления и электричества в этом микрорайоне нет), он выходит на улицу, чтобы на костре сварить себе завтрак. После трапезы надо ехать в центр Донецка — там в одном из зданий, что когда-то было престижным бизнес-центром, организована раздача гуманитарной помощи.
Сначала полчаса пешком — и вот Виктор Иванович уже на автобусной остановке. Как ни странно, автобусы еще ходят. Денег у пенсионера нет, потому что пенсию давно не выплачивают. К счастью, водители разрешают пенсионерам ездить без билета.
Вскоре Виктор Иванович уже на месте. Теперь надо на морозе выстоять двухчасовую очередь за продуктовым набором и можно ехать обратно. А заодно здесь же, в очереди, узнать все последние новости: что власти ДНР обещают начать выплачивать каждому пенсионеру по тысяче гривен, что Россия прислала в город очередной гумконвой, а власти Киева отменяют с Донецком автобусное сообщение.
Донецк — город контрастов
Донецк сегодня производит странное впечатление, это настоящий "город контрастов". По сравнению с летом, когда город жил в осаде, он стал многолюдным, на улицах появились машины. Открылись кафе и магазины, в большинстве из них до недавнего времени можно было расплатиться кредитными карточками.
Но очереди за "гуманитаркой" на каждом шагу в Донецке, звуки артиллерийских залпов, которые слышны и в центре города, не дают забыть, где ты находишься.
Впечатление мирного, спокойного и процветающего города, которое получаешь в центре Донецка, испаряется, как только выезжаешь на окраину, как, например, в поселок Октябрьский, где живет Виктор Иванович. На карте ДНР еще немало районов, где зимовать будет попросту невозможно — тепловой контур, то есть, попросту говоря, остекленение и стены, разрушены, а то и крыши нет. Такие печально известные микрорайоны, как Первая и Вторая Админплощадки в Донецке, поселки Веселый и Спартак на севере Донецка, Зорька в городе Ясиноватой, Бессарабка в Горловке, производят совсем другое впечатление.
Большинство жителей переехали отсюда, кто куда смог. Всего, по данным мэра Игоря Мартынова, сейчас в Донецке находятся около 700 тысяч жителей — "до войны" их было 950.
Дважды беженцы
В Донецке и других городах на базе санаториев, школ, пустующих детских садов устроены лагеря беженцев для тех, кто сбежал из опасных районов или лишился жилья из-за обстрелов. Трагизм ситуации в том, что и бегство из собственного жилья не всегда помогает. На прошлой неделе снаряды разорвались в поселке Спартак около школы-лицея для слаборазвитых детей. Детей давно вывезли, потому что они беспомощные, теперь там живут беженцы. Взрывы повредили стены и окна лицея. Теперь их надо спешно восстанавливать и надеяться, что обстрел не повторится. Хотя от этого не застрахован никто — район этот очень опасный.
Сейчас этот поселок, он называется Жилкоп, производит гнетущее впечатление. Взрывы выбили окна в большей части его двухэтажных "сталинок" довоенной постройки. Повреждено и здание соседней больницы номер 23.
Стекла убирает пенсионер Сергей Микрюков. "Где брать стекла новые, я не знаю. Денег на их покупку у меня нет, пенсию не платят. Бесплатно тоже не выдают", — жалуется он, продолжая сметать в совочек осколки. Сейчас он ночует в соседней комнате — в ней рамы остались целы. Дверь плотно закрыта, щели заткнуты шерстяным одеялом — так еще можно спать.
Его соседка потеряла полностью дом — в него попал снаряд, дом сгорел. "Бабушка, где вы будете жить? У вас есть родственники?" — спрашиваю ее. "Есть, но далеко. На Западной Украине", — шепчет она в ответ. Сейчас бабушку приютили соседи.
"Идет уничтожение инфраструктуры"
Игорь Билодид, заместитель главы Центра управления восстановлением (структура в правительстве ДНР) признает: разрушенные дома и квартиры еще и не начинали восстанавливать, все силы и ресурсы уходят на ремонт общественных зданий: школ, больниц, детсадов, а также, конечно, инфраструктуры — электроподстанций, газовых труб, насосных станций.
На сегодня отремонтировано чуть более 15% из них, признается Билодид.
В другой раз осколки перебили газопровод среднего давления на улице Путиловская роща — два столба огня целый день вырывались на десяток метров, пока ремонтникам не удалось перекрыть подачу газа. Большой микрорайон остался без голубого топлива, а ведь его используют не только для приготовления еды, но и для согрева воды.
"Идет намеренное уничтожение инфраструктуры", — уверен спикер Народного совета ДНР Андрей Пургин. "Видимо, Киев уже смирился с утратой Донбасса, и теперь просто мстит, мол, не доставайся ты никому. Это чисто статистически не может быть случайностью. Из 500 пострадавших зданий около 60 — котельные, то есть объект, который особенно важен при приближении зимы. Это признак намеренного уничтожения", — считает он.