Адвент (от латинского adventus – пришествие) — в католической церкви литургическое время, предшествующее Рождеству Христову и начинающее литургический (церковный) год.
Адвент продолжается от 23 до 28 дней и охватывает четыре воскресенья. Он начинается в воскресенье, ближайшее к дню святого Андрея – 30 ноября.
Все воскресенья Адвента, который длится вплоть до 24 декабря, приравнены по своей значимости к великим праздникам. Первое воскресенье Адвента в 2014 году приходится на 30 ноября.
Обычай подготовки к празднованию Рождества засвидетельствован в конце IV века, когда Сарагосский собор 380 года предписал не пропускать богослужений ни в один из дней с 17 декабря до праздника Богоявления. К VI веку на Западе широко распространилась практика подготовки к Рождеству постом, продолжительность и строгость которого варьировались. В одних регионах он начинался с середины ноября, а в других его предписывалось соблюдать с осеннего равноденствия (правило сохранилось вплоть до наших дней в уставах некоторых монашеских орденов). Постепенно Адвент оформился на Западе как особое литургическое время с собственной спецификой богослужения.
К эпохе зрелого Средневековья в различных западных литургических обрядах закрепилась определенная продолжительность Адвента. В мозарабском и амвросианском обрядах он начинается с воскресенья в середине ноября, включая шесть воскресений, в римско-католическом – с воскресенья, ближайшего к 30 ноября.
Ныне Адвент в латинском обряде практически утратил характер поста, за исключением отдельных регионов, где сохраняются обычаи соблюдения некоторых постных дней, особенно Рождественского сочельника.
В понимании католиков западных обрядов Адвент является временем благоговейного и радостного ожидания. С одной стороны, это период подготовки к празднованию Рождества, с другой стороны – время, когда души верующих обращаются к ожиданию Второго пришествия Христа в конце времен.
Каждое из воскресений Адвента имеет определенную тему, которая находит свое выражение в евангельском чтении на мессе. В латинском обряде первое воскресенье посвящается будущему пришествию Христа в конце времен, второе и третье – Иоанну Крестителю, предварившему общественное служение Христа, а четвертое – событиям, предшествовавшим рождению Иисуса Христа и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.
Подобно Великому посту, Адвент рассматривается как время усиленного покаяния. Католическая литургия Адвента, будучи покаянной по тону, что подчеркивается использованием фиолетовых облачений, пронизана вместе с тем многочисленными мотивами, связанными с ожиданием Рождества Христова, а поучения строятся преимущественно на пророчествах Исайи. В третье воскресенье Адвента, называемое Gaudete ("Возрадуйтесь!"), священники облачаются в розовые одеяния.
Во время Адвента в католическом храме устанавливается венок Адвента, имеющий круглую форму, символизирующую единство семьи – мужа и жены, родителей и детей, единство прихода. Каждое воскресенье зажигаются четыре свечи, означающие четыре недели Адвента.
В период Адвента в честь Пресвятой Девы Марии служатся утренние мессы, так называемые "рораты". Главным символом этой мессы является зажженная свеча, которая является символом Марии.
Также в католических храмах устанавливаются ясли, напоминающие обстоятельства рождения Иисуса Христа в бедности. Во время Адвента в яслях отсутствует фигурка Младенца Иисуса, которая помещается туда в сам праздник Рождества Христова.
В период Адвента Церковь особенно призывает верующих к совершению дел милосердия.
Венок Адвента верующие могут установить и у себя дома. Многие из них с первого Адвента начинают украшать дома и квартиры рождественской символикой – еловыми ветками, украшениями и гирляндами.
Для детей родители готовят особый подарок – календарь Адвента, главное в котором – сюрприз на каждый день. В календаре столько же закрытых окошечек или дверок, сколько дней до Рождества. Каждый день ребенок открывает одно из окошек и находит внутри небольшой подарок – сладость или игрушку.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников