Максим Шалыгин, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Девушка пришла к Дворцу искусств "Украина" перед концертом Ани Лорак. Редакция поручила ей сделать материал о выступлении этой украинской певицы и очередных попытках сорвать концерт. Выездная команда организованных идейных хулиганов призывают к позору Ани Лорак за концерты в Крыму и России. Певице не сообщили о происшествии, "чтобы не расстраивать". Каждый выполнял свою работу.
Имя журналиста — Евгения Змановская. Она корреспондент российского телеканала LifeNews.
Этот случай стал ещё одним подтверждением того, что в отношении российских журналистов на Украине сегодня развязана самая настоящая травля. Если бы не они, то происходящее в этой стране можно было бы преподносить в эфире мировых каналов как "народную революцию против прогнившего коррумпированного режима". Благо опыт Грузии в этом смысле оказался успешным. До сих пор превозносят "реформы" Михаила Саакашвили, забывая при этом уточнить и о массовом закрытии лечебных учреждений, отмене пенсий и социальных выплат малоимущим, жестоких пытках в тюрьмах и применении водомётов и слезоточивого газа при разгоне демонстрантов. А про поговорку "если я увижу дерево старше 42 лет, то его обязательно вырублю" и применение этой методики по отношению к госслужащим и вовсе забыли.
На Украине также запретили российские телеканалы, но люди продолжают их смотреть в некоторых кабельных сетях и по спутниковому сигналу. И получать другую информацию, нежелательную для нынешних киевских властей. Это не может не раздражать, что вполне понятно. Вот только организовывать нападения на журналистов под прикрытием призывов к евроинтеграции — лицемерие особого порядка.
По мнению советника главы Службы безопасности Украины Маркияна Лубкивского, "информационно психологической диверсионной деятельностью против Украины" занимается практически вся российская федеральная и региональная пресса. Этот чиновник объявил о запрете въезда в страну 83 российским журналистам. А высказывания экс-советника главы МВД, сегодня народного депутата Украины Антона Геращенко и цитировать-то в приличном обществе неприлично.
В отчёте представителя ОБСЕ по свободе прессы Дуньи Миятович говорится, что с начала этого года на Украине убито 7 (семь) журналистов. Не менее 170 стали жертвами нападений и получили ранения. Более 80 журналистов были арестованы или похищены. Как минимум, два журналиста остаются в заключении. Это только официально признанные данные. Реальные, как показывает практика, намного больше.
Намного важнее — как в России относятся к факту нападения на журналиста своей страны.
Профессиональное сообщество, по большому счёту, снова не выразило однозначной корпоративной солидарности. Особенно забавно было наблюдать за СМИ, которые ограничились лишь упоминанием этого события в новостях. Многое становится сразу понятно. Возможно, сегодня уже недостаточно ограничиваться заявлениями "мы обязательно доложим" или "необходимо разобраться". Ведь, прежде всего, профессиональная журналистская организация обязана осудить насилие в отношении журналиста. Выступить с официальным заявлением и в жёсткой форме потребовать прекратить подобное.
А все разговоры про молчание при "убийстве флагманов свободы слова", и про необходимость "теперь пожинать плоды" здесь неуместны. Потому что, во-первых, эти самые "флагманы" на тот момент решили перестать быть просто журналистами, но активно включились в политическую жизнь страны как игроки, как участники процесса. Во-вторых, в данной конкретной ситуации, как и в случае убийства наших коллег на Донбассе, речь идёт о конкретном журналисте, о судьбе человека при строго определённых обстоятельствах.
Что-то не слышно слов осуждения действий представителей украинских СМИ от нашей "прогрессивной демократической общественности". И, прежде всего, правозащитников. Молчат, обычно активные в других ситуациях, столпы-хранители прав человека. Где все эти замечательные люди? Наверное, затерялись в российской глубинке, защищают права простых людей в условиях отсутствия мобильной связи и интернета. Верю, вернутся — обязательно скажут слова в поддержку журналиста.
Есть несколько вопросов и к артистам. Было бы неплохо, к примеру, если бы та же Ани Лорак не только признавалась в любви к своей родине, что замечательно и важно. Но и осудила нападение на журналиста, который пришёл сделать сюжет о хулиганстве перед концертом. Строго говоря, журналист защищал право на работу артиста. Возможно, это стоит хотя бы небольшого внимания творческого человека.
Вопросов много. Другой артист, к примеру, мог бы извиниться за необдуманную фотосессию в каске надписью "Пресса". Принести извинения перед журналистами за эту глупую спонтанную ситуацию, а не обижаться на претензии. Никто не требует крови и покаяния на коленях. Но сделать достойный шаг, который закрыл бы все вопросы раз и навсегда, вполне возможно.
Это не значит, что публичный человек не имеет право на собственное мнение. Но он должен быть готов к реакции общества. Как-то все забыли про сине-жёлтое костюмированное дефиле в Юрмале и готовность артистов российской эстрады участвовать в украинских телевизионных развлекательных программах. Можно, конечно, это осуждать. Но можно признать право артиста на высокомерие. Они же — "люди мира", "люди планеты". С "кормовой" базой в России и комфортным проживанием за пределами страны. Каждый выбирает свой путь самостоятельно. Но, как говорится, не плюй в колодец.
Упорство в собственной правоте, вседозволенность и высокомерие по отношению к стране и гражданам стало каким-то отличительным свойством некоторых "представителей творческих профессий". Собственно, а кто дал право унижать страну и граждан? Что это за унижающие достоинство граждан страны высказывания? Вы это право сами себе присвоили? И какой реакции общества вы тогда ожидаете?
Можно было бы понять, если бы артист, в поисках красоты и добра, выступил с концертом перед беженцами по обе линии фронта. Это можно понять. Тогда артист — миротворец. Но когда есть возможность поехать в Ростовскую область (даже пересекать границу нет необходимости), а вместо этого устраивается концерт в Святогорске, то это выглядит слишком избирательно. Если концерт за рубежом — только вопрос гонорара, то не надо пытаться примерить светлый образ. Если по убеждению — с концертом только за рубеж, а не в Ростов — то это политическая позиция. И артист имеет на это право.
Но и общество имеет право дать свою оценку. Публичный человек должен быть к этому готов. И не надо придумывать теории про "имя человека, который запретил мои концерты, я не буду называть". Не надо писать письма президенту. И одновременно неуважительно говорить о стране. Это недостойно и недопустимо.
Если человек знает больше других, возможно, его путь — просвещать, а не поучать. Делиться знанием, а не унижать. Стараться понять и разобраться, прежде чем что-либо утверждать.
***
В киевском управлении МВД сообщили, что по факту избиения корреспондента телеканала LifeNews возбуждено уголовное дело. Посмотрим, конечно, чем именно и к каким выводам придёт следствие и последует ли наказание.