МОСКВА, 21 ноя — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в третьем, окончательном чтении бюджет РФ на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов с планируемым дефицитом на уровне 0,6% ВВП в течение всех трех лет.
Проект бюджета верстался исходя из макроэкономического прогноза, предполагающего восстановление экономики в предстоящую трехлетку (ускорение роста ВВП до 1,2% в 2015 году, 2,3% в 2016 году и 3% в 2017 году). Инфляция в макропрогнозе заложена в 5,5% в 2015 году, 4,5% в 2016 году и 4% в 2017 году.
По последним оценкам Минэкономразвития, в 2014 году инфляция в РФ может превысить 9%. Глава МЭР Алексей Улюкаев не исключал, что в первом квартале следующего года инфляция в годовом выражении может достичь и 10%. Рост ВВП министерство в этом году прогнозирует на уровне 0,5-0,8%.
Бюджет на 2015 год рассчитывался исходя из среднегодового курса доллара на уровне 37,7 рубля. При этом курс Центробанка на 21 ноября составил 46,7 рубля.
Базовая цена на нефть заложена в бюджет на уровне 96 долларов за баррель на все три года.
Мнения фракций
За главный финансовый документ страны при необходимых 226 голосах проголосовал 301 депутат, против — 143, воздержавшихся не было.
"Единая Россия" поддержала бюджет. Как сказал, в частности, журналистам глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, очень серьезные средства выделяются на поддержку отраслей, работающих на импортозамещение в условиях санкций. "А именно это — ключ к развитию экономики нашей страны", — отметил депутат.
Оппозиционные фракции выступали против принятия главного финансового документа страны. Не поддержали бюджет, в частности, "Справедливая Россия" и коммунисты.
Что касается ЛДПР, то фракция голосовала за бюджет, хотя ранее и заявляла, что его основные макроэкономические показатели не соответствуют основным направлениям денежно-кредитной политики Центробанка.
Основные параметры
Доходы бюджета в 2015 году планируются на уровне 15,082 триллиона рублей (19,5% ВВП), в том числе дополнительные нефтегазовые доходы — 344,261 миллиарда рублей; расходы — 15,513 триллиона рублей (20% ВВП), дефицит — 430,718 миллиарда рублей.
На 2016 год заложены доходы 15,796 триллиона рублей (19% ВВП), в том числе дополнительные нефтегазовые — 355,802 миллиарда рублей. Расходы ожидаются в размере 16,272 триллиона рублей (19,6% ВВП), дефицит — 476,3 миллиарда рублей.
В 2017 году бюджет, как ожидается, получит 16,548 триллиона рублей доходов (18,4% ВВП), включая 359,748 миллиарда рублей дополнительных нефтегазовых. Расходы составят 17,089 триллиона рублей (19% ВВП), дефицит — 540,9 миллиарда рублей.
Расходы сформированы в рамках бюджетного правила. По нему базовая цена на нефть рассчитывается как среднее за последние несколько лет — 96 долларов за баррель в 2015-2017 годах. Цена на нефть марки Urals на все три года прогнозируется на уровне 100 долларов за баррель.
Дефицит бюджета будет покрыт за счет займов и поступлений от приватизации. Так, в 2015 году Минфин рассчитывает привлечь на внутреннем рынке более 1 триллиона рублей, в 2016 и 2017 годах — 799,2 миллиарда и 929,2 миллиарда рублей соответственно.
Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, Россия планирует и внешние заимствования — по 7 миллиардов долларов ежегодно в 2015-2017 годах.
Объем Резервного фонда в следующие три года будет поддерживаться только за счет поступлений от курсовой разницы. Его нормативная величина на 2015 год установлена на уровне 5,425 триллиона рублей, на 2016 год — 5,825 триллиона рублей, на 2017 год — 6,304 триллиона рублей.
Минфин ранее не исключал, что из-за рисков недопоступления ненефтегазовых доходов, недополучения доходов от приватизации, а также по привлечению заемных средств объем Резервного фонда может снизиться к концу 2017 года до 2,205 триллиона рублей.
Дополнительное финансирование
Госдума также приняла положения, предусматривающие дополнительное финансирование различных направлений.
Так, в 2015 году дополнительные 20 миллиардов рублей будут направлены на поддержку сельского хозяйства и развитие импортозамещения в АПК на фоне антироссийских санкций. Кроме того, отдельно около 1 миллиарда рублей пойдет на подпрограмму по развитию осетрового хозяйства.
Еще 20 миллиардов рублей будет выделено Фонду развития промышленности. Законопроект о промышленной политике, предусматривающий создание этого фонда, пока принят лишь в первом чтении. "Мы исходим из того, что средства нужно выделить сейчас, чтобы с Нового года эти средства могли заработать", — пояснял Макаров.
Одобрены правительственные предложения о выделении дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов Крыма и Севастополя в 2015 году — 17,677 миллиарда рублей и 5,599 миллиарда рублей соответственно.
В 2015 году увеличивается на 1 миллиард рублей финансирование российского авиапрома. Средства будут направлены на субсидии лизинговым компаниям на проценты по кредитам, взятым у отечественных банков и ВЭБа в 2008-2015 годах на закупку самолетов для авиакомпанияй РФ. Господдержка распространяется на договора аренды новых российских самолетов (ранее — только лизинга).
Субсидии на строительство детских садов составят около 10 миллиардов рублей. Кроме того, на 2015 год перейдут неиспользованные средства, выделявшиеся на эти цели в бюджете 2014 года.
На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезов, отводится 5 миллиардов рублей. Дополнительно выделяется 217 миллионов рублей общероссийским общественным организациям инвалидов.
Кроме того, более 3,5 миллиарда рублей в 2015 году будет направлено на строительство спортзалов при сельских школах, бассейнов при вузах и физкультурно-оздоровительных комплексов.
На проведение Года литературы в 2015 году выделяется 300 миллионов рублей, на финансовое обеспечение Книжной палаты — 120 миллионов рублей. Дополнительная финансовая поддержка региональных СМИ в 2015 году составит 300 миллионов рублей.
Телекомпании "Первый канал", НТВ, "Петербург", "Карусель" и "ТВ Центр" все вместе дополнительно получат в 2016 году 211,5 миллиона рублей, в 2017 году — 560,9 миллиона рублей. В итоге всем этим телекомпаниям в 2015 году отводится 6,497 миллиарда рублей, в 2016 году — 13,546 миллиарда рублей, в 2017 году — 14,534 миллиарда рублей.
Будет ускорено выделение 608 миллионов рублей субсидий на капремонт и техперевооружение телецентра "Останкино": эти средства будут выделены не в 2017, а уже в 2015 году. Ранее в следующем году на эти цели планировалось направить 637,47 миллиона рублей. Таким образом, "Останкино" получит в 2015 году 1,245 миллиарда рублей, в 2016 году — 624,691 миллиона рублей, а в 2017 году субсидий предоставлено не будет.