Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
В Москве, в рамках международной конференции "Безопасность на Кавказе — в интересах народов региона", организованной МИА "Россия сегодня", эксперты обсудили существующие вызовы и угрозы для кавказского региона, в том числе — фактор "Исламского государства".
Равенство сил Москвы и Вашингтона в регионе автоматически ведет к дестабилизации, поскольку как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровне антагонистичекие силы находят себе внешнюю политическую поддержку у противостоящих геополитических игроков, что моментально приводит к взрывному нагнетанию ситуации. В то же время доминирование в регионе одной сверхдержавы приводит к установлению общих для всех правил игры, единых гарантий и единого контроля.
Участники не акцентировали на этом внимание, но по ходу дискуссии можно было понять, что они согласны признать: сегодня условным доминированием в регионе обладает Москва, однако ее позиции неустойчивы, и Вашингтон может попытаться в любой момент их оспорить.
В связи с этим эксперты достаточно скептически отнеслись как к перспективе окончательного урегулирования российско-грузинских противоречий, так и армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В обоих случаях потенциальная возможность изменения геополитического ландшафта и расклада сил в кавказском регионе учитывается местными элитами и контрэлитами и заставляет их работать в режиме выжидания.
Через 70 лет все забудется?
Камнем преткновения в обоих случаях является территориальный вопрос. Алексей Малашенко, член научного совета Московского фонда Карнеги, заявил, что в условиях сохранения status quo проблема спорных территорий за 60-100 лет рассосется сама собой. Его аргументом в пользу такого взгляда стало, в частности, утверждение, что "Россия больше не страдает, что ей не принадлежит Финляндия". Правда, мы знаем и про Китай, вернувший Гонконг через 99 лет после утраты и намеревающийся вернуть Тайвань, невзирая на то, сколько времени придется ждать. Равно как и Япония, до сих пор выдвигающая России претензии по поводу "северных территорий".
С точки зрения остальных участников конференции, территориальные проблемы (абхазская, осетинская, карабахская) неразрешимы лишь в рамках существующей на сегодня геополитической конфигурации. Однако очевидно, что наблюдение Владимира Евсеева, заведующего отделом Кавказа Института СНГ, по итогам своей поездки в Абхазию сделавшего вывод, что в рамках реальной, а не декларативной суверенности (то есть без прямой российской военно-политической и финансово-экономической помощи) независимое абхазское государство существовать не способно, можно распространить на все непризнанные и частично признанные государственные образования региона.
Андрей Суздальцев, замдекана факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ, обратил внимание на ограниченность возможностей внешнеполитического маневра Армении. В частности, он напомнил, что не только современные попытки подписать соглашение об ассоциации с ЕС закончились вступлением Армении в Таможенный союз и ЕАЭС, но и проходившие в 90-е годы переговоры первого президента независимой Армении Левона Тер-Петросяна с Турцией (также имевшие целью переориентацию политики Еревана на Запад) завершились созданием в Гюмри российской военной базы.
Участники дискуссии согласились с тем, что вопросы гарантии национальной безопасности требуют от Армении поддержания союзнических отношений с Россией.
Аналогичным образом Азербайджан также вынужден поддерживать приоритетные отношения с Москвой, правда, из соображений внутренней стабильности.
Андрей Арешев, эксперт Института востоковедения РАН, отметил, что внутренняя политика азербайджанского руководства, направленная на ассимиляцию национальных меньшинств (принадлежащих к народам Кавказа, в частности лезгин) создает условия для внутриполитической дестабилизации на национальной почве. Накладываясь на регулярные попытки США организовать против Ильхама Алиева "либеральный майдан", народное недовольство на основе национальных противоречий создает потенциально взрывную ситуацию.
Пока правительству Ильхама Алиева, за счет талантливого внешнеполитического маневрирования, а также сдерживания внутриполитической оппозиции и периодического отвлечения внимания общественности на фронт армяно-азербайджанского противостояния удается держать ситуацию под контролем, однако как долго это будет продолжаться — непонятно.
Северный Кавказ наращивает темп
На общем фоне южнокавказских проблем и противоречий ситуация на российском Северном Кавказе была оценена участниками конференции если не благостно, то обнадеживающе. Так, Леонид Вардомский, руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, высоко оценил потенциал экономического роста в регионе, отметив, правда, низкую планку старта и наличие ряда проблем, связанных с местными особенностями (коррупция, семейственность). Он, тем не менее, подчеркнул, что считает дальнейшую (тем более долговременную) стабилизацию ситуации на Северном Кавказе невозможной без обеспечения опережающего экономического развития. При этом, по его мнению, стимуляция экономики Северного Кавказа неизбежно повлечет за собой экономический рост в соседних регионах Российской Федерации и, в конечном итоге, стимулировать общий рост экономики России.
Впрочем, с учетом общего количества боевиков из разных регионов бывшего СССР, воюющих в рядах "Исламского государства", наибольшая потенциальная опасность грозит государствам Центральной Азии.