Юрий Городненко
В середине ноября состоялись "творческие встречи" лауреата Нобелевской премии по литературе за 2010 год, перуанского прозаика и драматурга Марио Варгос Льоса со студентами и преподавателями из Киева и Днепропетровска. Организатором этих мероприятий выступило испанское посольство на Украине: писатель живет в Испании и получил в этой стране второе гражданство.
Украинские СМИ широко освещали эти встречи. Президент Петр Порошенко лично встретился с прозаиком и поблагодарил "за поддержку".
В чем же она заключалась?
Отнюдь не с целью содействия развитию украинской культуры приехал классик современной латиноамериканской литературы. Не гуманитарную помощь привез он на Украину.
Его "поддержка" заключалась в озвучивании антироссийских тезисов во время "творческих встреч". Что же это за тезисы?
Россию Нобелевский лауреат обвинил в "агрессивной", "колонизаторской" политике по отношению к своим соседям. Она, мол, создала, "искусственную Новороссию" и в ней "господствует насилие". Зато Европейский союз, по словам писателя, — это оплот "культуры и свободы". Пребывание в ЕС принесло его членам одно лишь счастье. И теперь к тому же стремится Украина, она борется за свободу и демократию.
Знакомясь с высказываниями писателя, не перестаешь удивляться. И целый ряд вопросов хочется задать уважаемому классику.
Как может считаться "борьбой за свободу и демократию" насильственное свержение в феврале демократически избранного президента Украины, пусть и допустившего массу ошибок?
Как может считаться "борьбой за свободу и демократию" избиение и насильственное изгнание из парламента демократически избранных оппозиционных депутатов Верховной Рады — коммунистов и регионалов?
Как может считаться "борьбой за свободу и демократию" полное отключение телеканалов, которые высказывают отличную от власти точку зрения, запугивание инакомыслящих журналистов?
Как может считаться "борьбой за свободу и демократию" сожжение мирных протестующих в Доме Профсоюзов в Одессе, избиение и убийства протестующих в Харькове, Запорожье, Николаеве, Днепропетровске и на Донбассе?
Как может считаться "борьбой за свободу и демократию" массовое убийство детей, стариков, женщин на Донбассе?
Как могут считаться "борьбой за свободу и демократию" призывы президента Порошенко задушить голодом и террором восток Украины?
И почему только "агрессивная" Россия посылает один за другим гуманитарную помощь жителям Донецка и Луганска, спасая их от голодной смерти?
Почему только Москва требует расследовать убийство граждан Украины неизвестными снайперами во время событий на Евромайдане в феврале, сожжение одесситов в Доме Профсоюзов в мае, гибель малайзийского самолета в июле?
Почему только Россия добивается прекращения войны на Донбассе?
Почему на российских телеканалах, где, по мнению писателя, лишь одно "насилие", свободно могут высказывать свою точку зрения представители российской оппозиции, политики, журналисты, общественные деятели США и стран Евросоюза?
И на каком основании Варгас Льоса называет Новороссию "искусственным" образованием? Прежде, чем делать такие заявления, стоило бы хоть немного почитать историю этого края. В XVIII веке задолго до появления независимой Украины жители Российской империи освоили незаселенные земли юго-востока.
И сделали это мирным трудом. Не в пример предкам креола Варгаса Льоса — испанским конкистадорам. Последние пришли в Перу, когда там была высокоразвитая империя инков. Разрушили, разграбили ее, истребили коренных жителей Перу, индейцев.
Обвинять теперь в "колониализме" страну, у которой никогда, в отличие от Испании и других европейских стран, не было колоний — верх цинизма. Безнравственно называть "искусственными" образованиями ДНР и ЛНР, за создание которых жители Донбасса проголосовали на свободных референдумах.
Наконец, можно ли говорить о "свободе и культуре" Европейского союза после того, как он обеспечил свержение законно избранного президента Украины в феврале с одной-единственной целью — заставить Януковича подписать кабальное Соглашение об ассоциации с ЕС?
И почему "во имя принципов свободы" Мадрид отказывает в праве жителям Каталонии самим решить собственное будущее на региональном референдуме о государственном суверенитете?
И это при том, что Вашингтон и Брюссель дали возможность сербскому Косово объявить независимость без плебисцита.
Но почему Варгас Льоса демонстрирует такую высокую степень игнорирования общеизвестных фактов?
Политическая близорукость? Но Варгаса Льосу нельзя назвать новичком в политике. В 1990 году он баллотировался на президентский пост в Перу, занял второе место.
Незнание? Но писатель относится к числу главных современных интеллектуалов Запада.
Вероятнее всего, дело в традиционной русофобии части западной элиты. Ее представителей веками учили видеть в России только враждебную, "варварскую" страну. В результате русофобия стала неотъемлемой частью мировосприятия этой элиты. Она иррациональна, и часто доходит до абсурда. Например, норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии 1920 года Кнут Гамсун приветствовал Гитлера в годы Великой Отечественной войны как "борца за права народов" и "проповедника Евангелия справедливости для всех народов". Делал это даже после того, как открылись факты нацистского геноцида в отношении целых народов.
Добиться объективного отношения к политике России от таких, как Варгас Льоса, невозможно.
И чтобы российские власти ни делали, как бы ни развивали демократические институты и защищали права человека — русофобы Запада все равно будут обвинять Москву во всех грехах.