Даниэль Зубов (США), Центр международной журналистики и исследований «Россия сегодня»
«Три кита» Америки в регионе – это Австралия, Япония и Южная Корея. Все они имеют статус «основного союзника вне НАТО». На территории Японии сейчас дислоцировано около 50 тысяч американских военнослужащих, еще 28 500 несут службу на 36 объектах в Южной Корее.
Чтобы понять смысл их нахождения в регионе, следует проанализировать их деятельность — хотя бы за последнее время.
В апреле 2014 года над Охотским морем российским истребителем был перехвачен американский разведывательный самолет. В мае 2014 года два разведывательных беспилотника «Global Hawk» были переброшены с острова Гуам в Японию. Их цель – наблюдение за позициями китайских и северокорейских войск. Также в мае 2014 года Япония подписала с НАТО соглашение о сотрудничестве, предусматривающее объединение усилий в ряде областей, включая противоракетную оборону и военное присутствие в Центральной Азии. Этот документ послужил основой для «совместных учений по противодействию пиратству», прошедших в сентябре в Аденском заливе, а также маневров «Keen Sword», начавшихся 11 ноября. Цель – предоставить 11 тысячам американских военнослужащих возможность «отработать на практике и скоординировать процедуры и взаимодействие во всех областях ведения боевых действий».
Возглавляет военное возрождение Японии премьер-министр Синдзо Абэ, который, по словам «Нью-Йорк таймс», «впервые за десять лет увеличил военные расходы, а также ослабил добровольно наложенные на себя страной ограничения на экспорт оружия». Как отмечает автор материала, опубликованного в этой газете, «Вашингтон всегда хотел более активного японского военного присутствия в регионе. Оно могло послужить противовесом растущей мощи Китая».
Синдзо Абэ стремится изменить конституцию, позволив японским военным действовать более активно. Премьер-министр посещает храм Ясукуни, где отдает дань памяти нацистских военных преступников. Почему? Взглянем на историю его деда, Нобусукэ Киси.
После Второй мировой войны политика США в Японии была идентична их политике в Европе: Америка стремилась обосноваться в регионе на постоянной основе, а также опираться на разгромленные вражеские силы стран «оси» в борьбе с Советским Союзом. В пятидесятые годы американцы расставляли свои марионеточные правительства во многих странах Юго-Восточной Азии. В Японии это означало реабилитацию военного преступника Нобосукэ Киси, принимавшего участие в организации экономической экспансии в Маньчжурию. В правительстве Японии, объявившем войну союзникам, он занимал пост министра по производству боеприпасов.
После войны, благодаря своим хорошим связям с американскими бизнесменами, Нобосукэ Киси получил поддержку США в ходе партстроительства, когда восстанавливал консервативную Либеральную партию, позже объединившуюся с Демократической партией. С 1958 по 1960 год эта помощь составляла около 10 миллионов долларов в год.
Нобосукэ Киси был также предоставлен контроль над «Фондом-М», инструментом послевоенной реконструкции, которым он воспользовался для собственного обогащения. Изначально фонд был основан американским генералом Уильямом Марко, руководившим экономической и научной секцией Объединенного командования союзников с целью восстановления экономики Японии. Однако быстро превратился в канал по переправке золота, наворованного в ходе войны японскими нацистами, на нужды крайне правых политических кампаний и мафиозной деятельности.
С 1957 по 1960 год Нобусукэ Киси был премьер-министром Японии, и в благодарность за «инвестиции» превратил Японию в американскую военную базу для ведения войны во Вьетнаме.
Теперь, шестьдесят пять лет спустя, его внук позволяет США продолжать оккупировать Окинаву, а также пытается мобилизовать Силы самообороны Японии на поддержку Вашингтона в его усилиях по «сдерживанию» Китая.
Тесные военные связи США с Южной Кореей были установлены в конце Второй мировой войны, когда между СССР и США было достигнуто соглашение о совместном управлении страной. После окончания Корейской войны американцы сократили свой военный контингент, однако оккупация страны продолжается и по сегодняшний день. В результате заключенного в октябре 2014 года соглашения министерств обороны двух стран, американцы будут осуществлять «оперативное руководство» полумиллионной корейской армией в случае столкновений с КНДР.
Стараниями заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу, в 2005-2008 годах работавшего послом в Корее, укрепились и связи Сеула с Североатлантическим альянсом. Он помог расширить американскую военную базу «Кэмп Хамфрис» в Пхентхэке, превратив ее в крупнейший в Азии гарнизон армии США.
В своем нынешнем качестве в НАТО А.Вершбоу посетил Южную Корею 27 октября 2014 года, где обратился с речью к участникам «Форума по инициативе о мире и сотрудничестве в Северо-Восточной Азии». Он высоко оценил усилия Кореи по «предоставлению войск для возглавляемой НАТО миссии в Афганистане, руководстве одной из наиболее эффективных групп по восстановлению страны, работающей в афганской провинции Парван, а также содержании играющего важную роль госпиталя». Также были отмечена деятельность Кореи «по оказанию помощи в поддержании боеготовности афганских сил национальной безопасности и в будущем экономическом развитии страны».
Помимо участия в операциях НАТО, 200 тысяч корейских военнослужащих с февраля по апрель были задействованы в совместных с американцами маневрах: «Foal Eagle» и «Key Resolve».
Партнерство в военной сфере используется для выдвижения американских вооруженных сил к границам России и КНР, а торговые соглашения заключаются, чтобы эксплуатировать пациентов и продвигать природоохранное законодательство, составленное исключительно в интересах корпораций. Значит, градус напряженности в регионе повысится. И вызовет нестабильность и беспорядки.