МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости, Наталия Курова. Известнейший режиссер боев и трюков Павел Янчик, которого называют "маэстро оружия", сейчас ставит боевые сцены для оперы "Ромео и Джульетта" в московском театре "Новая опера", сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Премьера оперы-трагедии Шарля Гуно состоится в постановке французского режиссера Арно Бернара. Музыкальный руководитель постановки, премьера которой состоится 29 ноября, — Фабио Мастранжело.
Павла Янчика хорошо знают в Голливуде, где он работал с Люком Бессоном, Патрисом Шеро, МакДауэллом, Джоном Малковичем, Изабель Аджани и другими известнейшими мастерами театра и кино. По признанию самого режиссера, его знает "весь артистический мир от Голливуда до Болливуда". Уже создано более 400 фильмов и столько же театральных постановок. Когда нужно ставить сцены боя или сложные трюки, зовут Янчика.
"Но я предпочитаю работать в театре, — признался в интервью РИА Новости Павел. — В театре больше правды, чем в кино. В кино превалирует техника, а в театре — творчество. Но, с другой стороны, в кино больше инвестируется, и если надо заработать, то надо идти в кино, там предпочтительнее с финансовой точки зрения. Но то, что действительно важно и интересно для меня, — это работа в театре".
По мнению Янчика, в театре главная сложность работы связана с артистами. В спектакле, если артисты должны сыграть дуэль, даже если они совершают ошибку, все равно необходимо завершить этот бой, у них нет возможности остановиться и начать снова, что возможно в кино.
"В спектакле "Ромео и Джульетта" начальное сражение длится пять минут, и даже если упала шпага, необходимо, чтобы артист справился с ситуацией и нашел решение. Здесь невозможно, как в кино, сказать "Стоп" и сделать новый дубль", — отметил режиссер.
Что касается творческой свободы, то, по мнению Янчика, он достаточно свободен в вопросах самовыражения.
"Я сам предлагаю сцены боевых действий режиссеру в театре и в кино. Мы вначале много говорим о сценарии или о пьесе, об эффекте, который необходимо достичь, о том, какой тип жестокости надо использовать, чтобы добиться нужного результата", — сказал Янчик.
"Я учу артистов, как вести бой, слежу за тем, как проходит битва. Актеры могут пораниться, что случается в самом начале нашей работы. Они боятся, не знают, как обращаться с оружием, им очень тяжело, и мне иногда кажется, что они ненавидят меня. Но в процессе нашей совместной работы и их усердия они могут стать убедительными и заставить зрителя им поверить", — отметил он.
Что касается его роли как постановщика боев, то, по мнению Янчика, это как в балете, где обучение идет один шаг за другим. В боях тоже начинают с одного удара, потом прибавляют второй, затем третий и так далее. Именно поэтому называют постановку боевых сцен "хореографией". Это не импровизационный бой, а детально подготовленный и проработанный.
Конечно, по мнению Павла, голливудские звезды подготовлены к такой работе лучше, чем оперные и драматические актеры. В театральных школах недостаточно хорошо обучают такому мастерству. Иногда его приглашают провести мастер-классы в школах театра и кино. И многие артисты, в числе которых и самые знаменитые, прошли обучение у Янчика.
"Что касается оперных певцов в театре "Новая опера", то они, конечно, не владеют навыками фехтования, но у них есть желание научиться, а это очень важно, — считает Янчик. — И в этом смысле с русскими артистами наше взаимопонимание совершенно. С ними приятно работать, потому что они всегда готовы слушать мои советы и к тому же они очень храбрые. Но без профессиональных фехтовальщиков невозможно поставить спектакль "Ромео и Джульетта". Сражение, с которого начинается спектакль, очень важно. Только после первой смерти зазвучит увертюра. Так мы задаем тон всему спектаклю".
С профессиональными фехтовальщиками, по словам Янчика, он добился нужного результата меньше чем за месяц работы. "В России отличные достижения в спортивных соревнованиях, есть своя традиция и есть понимание. Для меня идеально работать с такой сильной командой", — резюмировал Янчик.
Что касается ближайших планов "Маэстро оружия", то, как он сказал, у него впереди два проекта. После Москвы вернется в Европу, где приступит к работе над спектаклем "Король Лир", а затем перейдет в кино для работы над детективом французского производства.
"У меня всегда много работы, даже слишком. Мне на это даже указала моя жена, потому что в этом году дома я был всего два-три месяца, а остальное время находился в других странах, где в театре или в кино ставил боевые сцены и трюки. К счастью, я смогу остановить всю свою работу и вернуться домой на Рождество", — признался режиссер.