Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
На заседаниях завершившейся в австралийском городе Брисбене "большой двадцатки" украинский кризис вообще не затрагивался. Он в лучшем случае поднимался на двусторонних встречах российского президента Владимира Путина с некоторыми из лидеров государств, участвовавших в "двадцатке". Но если посмотреть на некоторые СМИ — австралийские, британские, оппозиционные российские — то возникает ощущение, что "двадцатка" для того только и собиралась, чтобы давить и изолировать Россию; не додавила, не изолировала и злобно пошла по домам.
Звери на водопое
Нынешний саммит лидеров стран, представляющих 80-85% мировой экономики, седьмой. Родилась "двадцатка" в переполохе катастрофического кризиса 2008-го года, состав ее возник из того простого факта, что "большая восьмерка" к тому моменту уже давно не представляла собой клуб наиболее сильных и влиятельных, ее надо было дополнить Китаем, Индией, многими другими странами. Ситуация была экстремальной, так что не оставалось времени для каких-то огорчений.
Тогда этот новый клуб называли "мировым политбюро", но поскольку политических разногласий в тот момент почти не было (провокация режима Саакашвили в Грузии августа 2008-го оказалась мгновенно забыта), то так уж получилось, что занималась "двадцатка" не всеми делами, а в основном мировыми финансами и вообще экономикой. И похожа была даже не на политбюро, а на встречу зверей на водопое, где нападать друг на друга, как известно, нельзя. Не до еды (политики), пить (или спасать мировую экономику) надо всем.
Хорошо, может быть, лидеры других стран заметили то, что не захотелось заметить российскому президенту? Вот оценки "двадцатки" со стороны премьер-министра Индии Нарендры Моди. Для него главной темой заседаний в Брисбене было возвращение в Индию "черных" денег, то есть та самая борьба с офшорами. И еще — слабый мировой экономический рост.
Китай: какие темы Брисбена там считали главными? Все те же. Ускорение мирового экономического роста, инфраструктурные инвестиции и — что важно — восстановление репутации самой "двадцатки", которая, по мнению китайцев, очень слабо ловит мышей.
Ну, хорошо, но вот итоговый материал New York Times — насчет "двадцатки" и всей поездки Барака Обамы в Азию, включая АТЭС в Пекине и т.д. Оказывается, наконец-то Обама нашел, чем увлечь людей в регионе, и прежде всего это подписанное с Китаем "на полях" АТЭС соглашение насчет глобального потепления и сокращения выбросов в атмосферу.
Это, конечно, очень забавная тема. И потому, что республиканцы уже высказались, что по этому соглашению Китай может ничего не делать 16 лет; и потому, что вот хотя бы хозяин саммита в Брисбене, премьер Австралии Тони Эббот, относится к многочисленной и вполне уважаемой группе людей, которые не верят в глобальное потепление. Он, кажется, считает приводимые для его обоснования данные величайшей глобальной аферой (вторая из таковых — это борьба с курением).
Но это все-таки американская газета, и не последняя — где же Украина? Ну, есть. Предпоследний абзац, даже не о ходе "двадцатки", а как бы вообще: Обаме "придется также снова иметь дело с кризисами в Сирии и Ираке… и на Украине, где есть новые сообщения о российских войсках, воюющих внутри страны".
Раскол в политбюро
Что касается этих "новых сообщений", то здесь мне вспоминается эпизод из личной жизни одного, скажем так, моего близкого знакомого. В какой-то момент ему начала устраивать дикие и нескончаемые скандалы его тогдашняя жена¸ требуя прекратить отношения (вполне определенного свойства) с некоей их общей знакомой. А он бы и рад их прекратить, но как быть, если они и не начинались. Уж проще бы и правда таковые завязать, хуже не будет… Чем все кончилось — понятно, что разводом.
Можно долго прогнозировать, когда же и как выйдут из этого "разводного" тупика несколько лидеров, которые делали вид, что отстаивают на встречах с Путиным прежние позиции. Может, и выйдут. Но это в любом случае никак не было темой "двадцатки" как таковой. Вместо этого в Брисбене обозначился другой тупик, лишь косвенно связанный с украинским. А именно: "политбюро" всерьез раскололось.
За несколько часов до "двадцатки" прошло отдельное заседание лидеров БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки. Говорили не об Украине и санкциях против России — их эта тема никак не касается. Говорили о том, что провозглашенная "двадцаткой" еще в 2010-м году реформа Международного валютного фонда провалилась потому, что Конгресс США не желает ее ратифицировать. В очередной раз подтвердили, что, раз такое дело, уже в 2016-м году заработает Банк развития БРИКС. Ну, а США и европейцы — также вне "двадцатки" — провели свой, отдельный мини-саммит, в основном по Украине, но не только.
В "двадцатке" много стран; туда входят еще Саудовская Аравия, Индонезия, Мексика, Турция… Как они ведут себя в такой ситуации? Выстраиваются рядами за лидерами двух групп внутри "двадцатки" — США и Китаем? Нет; пока, вместо этого, делают вид, что ничего особенного не происходит (ни Украины, ни раскола "двадцатки"), стараются двигать общую для всех повестку дня.
Да и как делать выбор? Известно, например, что в Южном полушарии люди ходят вверх ногами и называются (для нас, людей северного полушария) антиподами. Австралия — страна антиподов, Бразилия тоже. Но в политическом плане определиться по принципу "или — или" невозможно, в частности, для той же антиподской Австралии, хозяйки встречи. Ее экономическое выживание зависит от Китая, это ее главный торговый партнер, причем идущий с большим отрывом от второго — Японии. А в военно-политическом плане ее выживание зависит от США. Сложная ситуация…
Пока что все говорят о том, что раскола мира — особенно на два экономических блока — допускать нельзя. Об этом сказал несколько слов Владимир Путин, упомянул китайский лидер Ху Цзиньтао. Он, кстати, вступает в права следующего председателя "двадцатки", так же как Россия теперь — председатель БРИКС. Но ведь реформа МВФ так и зависла… А речь всего-то шла о перераспределении 6% акций в пользу набравших силу стран БРИКС. Если бы реформу делали сегодня, то шестью процентами бы не обошлось. Потому что, как заметил в одном интервью накануне саммита Путин, за истекшие годы ВВП стран БРИКС, по паритету покупательной способности, составил уже 37 с лишним триллионов долларов, а у "большой восьмёрки" лишь 34,5 триллиона долларов. И тенденция — к увеличению в сторону и в пользу БРИКС, а не наоборот, добавил он.
В американских комментариях по поводу Брисбена и, на прошлой неделе, саммита АТЭС в Пекине мелькает мысль: Россия и Украина — полные пустяки, а вот смена "американского" мира на "китайский" — это серьезно.
Возможно, но следующем саммите "двадцатки" в Пекине кому-то в Америке будет казаться полным пустяком как Брисбен, с его несерьезными "украинскими" ритуальными танцами на полях, так и предыдущий Санкт-Петербург, где Обама обижался на Россию из-за перебежчика Сноудена, а уехал счастливый оттого, что Москва спасла его от войны в Сирии…