РАМАТ-ГАН (Израиль), 17 ноя — РИА Новости. Подобный аншлаг — редкость для музея Русского искусства в израильском городе Рамат-Гане. Более сотни человек терпеливо стоят в очереди за билетами, но картины, ради которой они собрались, здесь нет. "Портрет Марии Цетлин" кисти Валентина Серова уже в Лондоне и выставлен на аукцион.
Портрет — часть собрания русской живописи, которое принадлежало семье эмигрантов из России, филантропов и интеллектуалов Цетлиных. Коллекцию в 1959-м подарила Рамат-Гану Мария Цетлин, та самая женщина, которая в 1910 году позировала Серову в черном платье на фоне бьющегося о скалу моря.
На аукцион Christie's полотно отправила мэрия Рамат-Гана. Вырученную сумму — ожидается, что она достигнет почти четырех миллионов долларов — власти обещают потратить на ремонт и расширение музея, который сейчас делит с выставкой комиксов и собранием азиатских диковин несколько залов в спальном районе города.
"Продажа одной работы на благо всей коллекции — это правильная и принятая в музейной среде практика. В коллекции есть другие важные работы видных российских живописцев, в том числе четыре произведения Валентина Серова, среди которых еще один портрет Марии Цетлиной", — объяснил вице-мэр Рамат Гана Моше Абрамович через пресс-релиз лондонского аукционного дома.
Кульпротест
Ссылки на мировой опыт, благие намерения, напоминания, что у Рамат-Гана остаются еще целых четыре полотна Серова убеждают не всех. Бросив клич в социальных сетях, группа русскоязычной молодежи организовала в минувшие выходные акцию протеста — коллективный поход в музей русского искусства, который носит имя Марии Цетлиной и ее супруга Михаила.
"Нам обидно за державу — нашу маленькую страну и этот небольшой город, которому досталось такое сокровище, а он его просто так отдает. Мы решили, что этого нельзя допускать. Или, по крайней мере, если уже даже ничего невозможно сделать, нужно заявить, что, с нашей точки зрения — и с точки зрения русскоязычной общины Израиля, и с точки зрения граждан Израиля в целом, это неприемлемо. Если вы хотите собрать денег на искусство, это делается не путем продажи жемчужины коллекции", — сказала РИА Новости организатор акции, тележурналист Лиза Розовская.
Протест получился спокойным: полторы сотни человек оставили скучать в тени присланных на всякий случай полицейских. Облачившись в футболки с репродукцией шедевра и купив билеты, протестующие осматривали музей, общались и фотографировались. Представители городских властей и администрации музея к ним не вышли.
Розовская надеется на то, что мэрия одумается и снимет картину с торгов, которые назначены на 24 ноября. "Или на какого-нибудь богатого, скорее всего, русского, скорее всего, еврейского происхождения мецената, который решит купить и вновь одолжить картину Израилю. В таком случае я бы на его месте не одалживала ее Рамат-Гану, а передала в какой-нибудь большой музей", — добавила она.
Признанный шедевр
Лондонские аукционисты не скупятся на похвалы картине: "жемчужина серебряного века", "истинный шедевр", "самая изысканная из всех представлявшихся на аукционе Christie's работ Серова", "ее продажа — событие колоссального значения".
"Вне всяких сомнений, это самая уникальная работа Серова, которую я когда-либо имел честь держать в руках за все время работы в Christie's. Элегантная поза натурщицы, запечатленной в присущих Серову серебряных тонах, воплощает мастерство выдающегося русского портретиста. Написанная в 1910 году в Биарицце, эта работа была выполнена на пике творческой карьеры Серова, за год до его кончины", — заявил в преддверии торгов глава международного отдела русского искусства Алексей Тизенгаузен.
Известно, что сам живописец по-особому относился к картине. Он даже отказался от астрономического по тем временам гонорара в 15 тысяч рублей, предложенного ему Цетлинами за семейный портрет. "То, насколько Серов остался доволен портретом, видно из его дальнейшей переписки с Цетлинами. Письма, которые он писал им в последний краткий год своей жизни, изобилуют просьбами одолжить картину для выставок в Европе и России. Цетлины великодушно и без колебаний соглашались", — написано в справочных материалах к лоту.
"Картина никогда не появлялась ни на аукционе, ни на арт-рынке, и я счастлив, что у меня есть возможность представить этот исключительный портрет на ноябрьском аукционе", — отметил Тизенгаузен.