МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости. ФРГ проецирует свою экономическую модель на остальных участников еврозоны, не учитывая важнейшие различия между политическими системами, экономическими условиями и правовыми особенностями государств-членов, что может привести к очень серьезным последствиям для европейской экономики, пишет заместитель редактора Financial Times Вольфганг Мюнхау.
У немцев, пишет Мюнхау, принята экономическая модель, появившаяся в тридцатых годах ХХ века в качестве реакции на крах либеральной демократии, так называемый ордолиберализм. Концепция родилась из идеи, что либеральные системы нестабильны по своей сути, поэтому развитие экономики невозможно без правительственного вмешательства.
"Отличный пример догматичной и устаревшей политики правительства — недавний доклад Совета экономических экспертов ФРГ, официального органа, консультирующего правительство. Они не критикуют экономику за недостаточность инвестиций, избыточность неиспользуемых остатков на счету текущих операций и фискальную настойчивость властей. Иными словами, они хотят, чтобы правительство Ангелы Меркель было еще жестче", — полагает эксперт.
По мнению заместителя редактора FT, правительство ФРГ, как и оппозиция "ордолиберальны", а в университетах преподают "ордолиберальную" экономику, что создает ощущение, будто немецкая экономика существует в "параллельной реальности". Ошибка сторонников такой концепции заключается в том, что кризис еврозоны и его причины понимаются ими исключительно как проблема фискальной дисциплины, поэтому у немецких "ордолибералов" фактически отсутствуют альтернативные варианты решения экономических проблем в условиях депрессий.
"Может быть, подобная доктрина и работала в Германии, хотя я полагаю, что экономический успех ФРГ вызван скорее улучшением технологий, мастерством исполнителей и присутствием профессиональных компаний, нежели экономической политикой правительства. Доминируя в еврозоне, Германия проецирует свою "ордолиберальную" идеологию на остальных членов блока. Трудно представить более неподходящую концепцию для монетарного союза со столь различными правовыми особенностями, политическими системами и экономическими условиями, и так же трудно вообразить, что Германия откажется от продолжения подобной политики. В результате затраты на спасение еврозоны окажутся невероятно высокими", — добавляет Вольфганг Мюнхау.