Суэцкий канал ‑ судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал ‑ кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тысяч километров меньше пути вокруг Африки).
Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами: Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.
Канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.
Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древности. Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще около 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район озера Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II около 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. В период владычества Византии канал был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его "Халиджь Амир аль-му'минин" ("канал Повелителя правоверных"), прекратил функционировать после VIII века. В конце XV века венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале XIX века европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера — инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Однако выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 метров ниже, чем в Красном).
Идея строительства Суэцкого канала вновь возникла во второй половине XIX века. В 1854 году Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858 году. Египетское правительство получило 44% акций компании, Франция — 53% и 3% приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 71% прибыли, Египту — 15%, основателям компании — 10%. Строительство канала началось в апреле 1859 года и продолжалось более 10 лет. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц. Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий. Громадные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, британское правительство купило в 1875 году у Исмаила-паши египетскую долю акций Суэцкого канала. Через 5 лет египетское правительство было вынужденно продать свое право на 15% прибылей от Суэцкого канала французскому банку. Компания Суэцкого канала стала практически англо-французским предприятием. Когда в 1882 году Египет был оккупирован английскими войсками, Суэцкий канал стал главной британской военно-стратегической базой на Ближнем Востоке.
В 1888 году в Стамбуле была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу, являющаяся и сейчас основным документом, регулирующим судоходство по каналу. В 1956 году английская оккупация была снята, и египетское правительство национализировало Суэцкий канал. После этого последовала тройственная агрессия против Египта Англии, Франции и примкнувшего к ним Израиля, окончившаяся провалом.
В настоящее время общая длина канала — 193,3 километров; ширина на 11-метровой глубине — 205/225 метров; глубина — 24 метра; площадь поперечного сечения — 4800/5200 квадратных метров. Канал позволяет проходить груженым кораблям водоизмещением до 240 тысяч тонн.
Особенность Суэцкого канала — незначительные перепады уровня моря, во время прилива они составляют максимум 65 сантиметров на севере и 1,9 метра на юге.
На большей части канала движение одностороннее. В четырех районах канал раздваивается, чтобы обеспечить двустороннее движение судов.
Канал связывает районы Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивает ее связи с Азией, Австралией, Восточной Африкой. Ввод в эксплуатацию Суэцкого канала сократил путь между Европой и Азией почти на 10 тысяч километров.
В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 49 судов. Доходы от эксплуатации Суэцкого канала составляют значительную часть бюджета Египта. В 2013 году доходы от эксплуатации канала составили 5,3 миллиарда долларов.
Количество судов, прошедших через Суэцкий канал с 1 января по 11 ноября 2014 года — 14 807.
Для увеличения пропускной способности канала власти Египта объявили в начале августа 2014 года о масштабном проекте по созданию нового русла Суэцкого канала протяженностью более 70 километров. Строительство нового канала будет стоить 4 миллиарда долларов.
Руководитель администрации Суэцкого канала — адмирал Мохаб Мамиш.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников