Священномученик Иоанн Кочуров
В самый канун революции – в ноябре 1816 года – протоиерей Иоанн Кочуров был назначен приходским священником Екатерининского собора Царского Села. А через год – 13 ноября 1917-го — в Царское Село, оставленное казаками, вошли большевики и всех священников тут же арестовали, а отца Иоанна, "за то, что организовал накануне крестный ход и молился будто бы только о победе казаков", избили и поволокли по шпалам к царскосельскому аэродрому. Там долго таскали за волосы, а потом пристрелили на глазах у сына-гимназиста. Похоронили батюшку по просьбе прихожан в усыпальнице под собором, который потом в 1939 году взорвали. А через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его 17-летний сын.
Протоиерей Иоанн Кочуров стал первым российским священномучеником XX века. Патриарх Тихон, лично знавший отца Иоанна, писал его вдове: "Храним в сердце твердое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова".
В 1960 году на месте взорванного Екатерининского собора установили памятник Ленину.
А в 1994 году Архиерейским собором Русской православной церкви протоиерей Иоанн Кочуров был канонизирован, и в феврале 1995-го бывшей Соборной площади был воздвигнут семиметровый восьмиконечный деревянный крест. За установку креста по представлению районного прокурора в отношении протоиерея Геннадия Зверева было возбуждено дело об административном правонарушении, его оштрафовали на 388 тысяч рублей, обязав демонтировать крест.
Тогда верующие города Пушкин заявили, что готовы взять на себя все расходы по демонтажу памятника Ленину. В апреле того же года комиссия мэрии Санкт-Петербурга приняла решение о демонтаже памятника Ленину в Пушкине. Но он достоял до 6 апреля 2004-го, когда ночью был сброшен с пьедестала неизвестными лицами с помощью мощной автомобильной лебедки прикрепленной к дереву и разбился.
А в 2010 году в дни празднования 300-летия основания Царского Села патриарх Кирилл освятил восстановленный на прежнем фундаменте Екатерининский собор.
Лхабаб Дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита на землю (Праздник огней)
Этот праздник – один из главных в буддизме, его отмечают буддисты всех направлений в 22-й день девятого месяца лунного календаря.
По преданию, Будда Шакьямуни до того как обрести последнее земное воплощение находился на небе Тушита (буквально – Сад радости) – четвертом небе, где обитают все бодхисаттвы до того, как станут буддами. Для того чтобы перевоплотиться на этом небе, необходимо развить в себе "четыре безмерных состояния пробужденного ума" – святую любовь, сострадание, сорадование и беспристрастность. Считается, что Будда Шакьямуни переродился в этом мире как Учитель по имени Шветакету и проповедовал учение (дхарму) небожителям и своей матери.
А когда он понял, что ему пора совершить последнее перерождение среди людей на земле, он избрал своими земными родителями правителя народа шакья Шуддходану и его жену Майю и в облике белого слона вошел в бок своей будущей матери и родился царевичем Сидхартхой Гаутамой. После 29 лет счастливой жизни во дворце он ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, и стал Просветленным, т есть Буддой, и начал проповедовать свое учение.
Спускаясь с небес Тушиты в мир людей, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Грядущего Майтреи, который в настоящее время проповедует там дхарму и ожидает, когда придет время и ему сможет снизойти на землю.
Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем "путь Будды" и есть главное содержание Праздника огней. Во всех буддийских монастырях его встречают молебнами-хуралами, которые продолжаются три дня. Во время молебнов внутри и вокруг храмов зажигаются светильники.
Во многих странах, где буддизм является традиционной религией, в ночь полнолуния городские площади, улицы, дома, храмы и ступы освещаются горящими свечами, масляными лампадами и электрическими лампочками. В некоторых монастырях под звуки духовых инструментов снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим действием сошествие Будды на землю. А завершает праздник церемония катхина — дарение одежды членам Сангхи, которая проводится во всех монастырях.
В Таиланде эти торжества оканчиваются праздником Лой Кратонг, который отмечается в полнолуние в ноябре. В день праздника ворота и двери домов украшаются пальмовыми листьями, стеблями банана, разноцветными фонариками, лампами и свечами. Территории монастырей также украшаются бумажными флажками и изображениями сцен из "Вессантара-джатаки", напоминающими о жизни Будды в одном из его земных перевоплощений: когда он был принцем Вессантарой — образцом милосердия, сострадания и великодушия. Характерным элементом этого праздника является подношение духам рек: на особых подносах устанавливают зажженные свечи, кладут монетки и еду, а затем пускают эти подносы по реке. Это подношение сопровождается праздничной процессией с фейерверками, боем барабанов и ударами гонга.
В Бурятии в эти дни принято поклоняться нетленному телу Пандито Хамбо-ламы Даши Доржо Итигилова. Двенадцатый иерарх российского буддизма умер в возрасте 75 лет в 1927 году и был захоронен недалеко от столицы Бурятии Улан-Удэ. В 2002 году его саркофаг был изъят с места захоронения. Тело находилось в земле 75 лет, однако практически не подверглось тлению. Буддисты считают, что лама достиг постижения пустоты — великой реальности всех явлений.
Нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Даши Доржо Итигилова стало одной из святынь буддизма. В конце 2008 года для хранения святыни в Иволгинском дацане был возведен специальный дворец — Этигил-дуган. Доступ в него верующих открывается только во время больших буддийских праздников.