Рейтинг@Mail.ru
Константин Тон. Биография - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Константин Тон. Биография

© Фото : public domainПортрет русского архитектора Константина Тона кисти художника Карла Брюллова
Портрет русского архитектора Константина Тона кисти художника Карла Брюллова
Читать ria.ru в
6 ноября 2014 года исполняется 220 лет со дня рождения русского архитектора Константина Андреевича Тона.

Русский архитектор Константин Андреевич Тон родился 6 ноября (26 октября по старому стилю) 1794 года в Санкт-Петербурге в семье владельца ювелирной мастерской.

В 1803-1815 годах учился в Академии художеств у знаменитого архитектора Андрея Воронихина.

Согласно правилам прохождения курса учащиеся архитектурного отделения разрабатывали по заданиям педагогов учебные проекты, лучшие из которых отмечались медалями разного достоинства. Такие награды получил и Константин Тон: в 1813 году малой серебряной медалью был отмечен его проект инвалидного дома, в 1814 году Тон удостоился большой серебряной медали за разработку проекта монастыря. В 1815 году он получил малую золотую медаль за проект здания Сената. Одновременно ему было присвоено звание художника 1-й степени, что давало право на поездку за границу "для усовершенствования в искусствах" в качестве академического пенсионера. Однако совершить такую поездку сразу Тону не удалось из-за нехватки средств у Академии. Молодой архитектор поступил на службу в Комитет строений и гидравлических работ, где выполнял обязанности чертежника.

В 1818 году Константин Тон представил в Академию художеств исполненный им проект ярмарки, который получил высокую оценку специалистов.

Благодаря этому успеху Тону удалось отправиться за границу, где он пробыл почти десять лет. Жил он, как и другие академические пенсионеры, преимущественно в Италии, занимался изучением памятников искусства античности и Возрождения.

В 1823 году за проект реконструкции дворца Цезарей и храма Фортуны в Риме был избран членом Римской, а затем и Флорентийской академий.

По возвращении в Россию в 1828 году Тон был причислен к Кабинету императора. В 1830 году он был избран академиком, а спустя три года — профессором Академии художеств. С 1833 года — член Кабинета строений и гидравлических работ. По просьбе президента Академии художеств занимался перестройкой и отделкой парадных залов Академии художеств (1829-1837). В 1832-1834 годах спроектировал гранитную пристань с египетскими сфинксами напротив здания Академии художеств. В своих первых работах выступал как продолжатель традиций архитектуры русского классицизма.

В 1830 году Константин Тон, выполнив проект церкви св. Екатерины у Калинкина моста в "русском старинном вкусе", получил личное одобрение императора Николая I, а новый "русско-византийский" стиль — статус "официального" стиля русской архитектуры.

В 1832 году Константин Тон представил проект, а с 1839 года возглавил строительство храма Христа Спасителя. Проектируя московский храм, архитектор стремился подчеркнуть сходство созданного им образа с могучими кремлевскими соборами. Этому способствовали и монументальные пропорции основного объема здания, и относительная скупость внешней декорации. Зато внутри храм должен был поражать великолепием декоративной отделки, разнообразием отделочных материалов, красочностью росписей. Завершенный в 1883 году, храм был взорван в 1931 году и восстановлен в 1994-1999 годах.

В 1837 году в составе группы московских мастеров Константину Тону было поручено составление проектов Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, в которых композиционными и стилевыми средствами Тон подчеркнул связь с национальным прошлым — древними храмами и дворцами Кремля (живописно-свободная планировка ансамбля, сводчатые и купольные перекрытия, декоративные аналогии с архитектурными формами XVII века).

Среди других значительных сооружений зодчего — серебряный иконостас Казанского собора в Петербурге (1831-1833), а также вокзалы (ныне Ленинградский в Москве и Московский в Петербурге) и путевые здания Николаевской железной дороги.

По проектам мастерской Константина Тона в России было выстроено немало больших и малых церквей.

В 1854 году Тон возглавил Академию художеств. При нем в Академии был основан музей древнерусского искусства, послуживший основой коллекции Русского музея. В период его ректорства Академия выступала с инициативами по реставрации памятников архитектуры. По его проектам реставрировались Московский и Псковский Кремли, Ипатьевский монастырь в Костроме.

С 1857 года Константин Тон — архитектор Высочайшего двора.

В 1850-х годах он разработал еще несколько проектов (среди них проекты металлического шпиля собора Петропавловской крепости в Петербурге и восстановления после пожара московского Большого театра), но реализации они не получили. С 1860-х годов Константин Тон фактически прекратил проектную работу. Заметным событием в конце жизни зодчего стало его избрание почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов.

Константин Тон умер 25 января 1881 года, был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала