Военная разведка в России существует с 1918 года. 5 ноября российские военные разведчики отмечают 96 лет со дня образования своего ведомства. Более 700 военных разведчиков стали Героями Советского Союза и РФ. Ветеран Главного разведывательного управления Генштаба и бывший сотрудник МИД СССР генерал-лейтенант Николай Пушкарев рассказал в интервью РИА Новости, чем отличаются российские разведчики от своих зарубежных коллег, а также о влиянии реформ Анатолия Сердюкова на ГРУ и роли разведки в современной геополитической ситуации в мире. Беседовал Тимур Ахметов.
— Николай Федосеевич, сегодня исполняется 96 лет со дня создания военной разведки. Чем важен этот праздник для России?
— Военная разведка, созданная в 1918 году, прошла славный боевой путь. Разведка закалилась и приобрела первый боевой опыт в борьбе против белых армий и войск интервентов в гражданскую войну. В период Великой Отечественной войны успешно сражалась против спецслужб и вооруженных сил нацистской Германии. Поединки советских разведчиков против абвера и гестапо были выиграны с честью и завершились крупными победами в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, в Берлинской операции. Любому сражению предшествовала успешная разведоперация на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. В 1945 году Разведывательное управление получило название ГРУ Генерального штаба Советской армии. В годы холодной войны военная разведка добыла немало секретов, активно способствовала стратегическому сдерживанию стран НАТО, успешно и эффективно способствовала. И сейчас военная разведка ГРУ ГШ стоит на страже интересов России и ее Вооруженных сил, успешно предупреждая и информируя руководство страны и Вооруженные силы о внешних угрозах.
День военного разведчика призван показать, что Россия, ее народ и правительство знают и демонстрируют уважение к поколениям разведчиков — элитных офицеров и солдат, которые защищали и отдали жизнь за нашу Родину, и признают их исключительность и ценность совершенных ими достижений и подвигов.
— Как стать военным разведчиком?
— Разведка — это работа на пределе возможностей, которая требует исключительных знаний и способностей. Существует целый спектр видов разведки и разведывательных специальностей. Все виды разведки важны для защиты Родины. Высшим пилотажем считается стратегическая разведка. В разведку приходят по-разному: в подразделения войсковой разведки и спецназа — после общеобразовательной школы на основании отбора в военкомате, офицеры этих подразделений — после разведфакультета военного училища. Чтобы стать разведчиком стратегическим, оперативным или агентурным, который работает за рубежом, нужно успешно закончить Военно-дипломатическую академию ГРУ ГШ. Основная часть офицеров попадает туда из войск, продемонстрировав исключительные способности. Некоторые офицеры приходят в ГРУ из гражданских вузов.
— Что российских военных разведчиков отличает от их коллег за рубежом?
— Российские военные разведчики отличаются от зарубежных коллег склонностью к самопожертвованию, патриотизмом и высокой результативностью.
— Каковы причины успеха в добывании секретов противника и в борьбе с контрразведкой противника в период Великой Отечественной войны?
— Главное в разведке — люди. Советская разведка воспитала замечательных людей, героических, патриотичных, верящих в идеалы, которых невозможно было сломить. Они верили в превосходство своей системы и взглядов, стремились к победе над врагом. Каждый офицер и солдат был готов пожертвовать жизнью для победы. Это были люди разных национальностей, и они были интернационалисты. За рубежом они, используя интернационализм и коммунистическую идеологию, успешно создали мощные агентурные сети, наладили добывание информации. За линией фронта советские военные разведчики развернули мощное партизанское движение на всей оккупированной территории, которое наносило врагу колоссальный ущерб. На фронте войсковая разведка успешно выполняла боевые задачи командования по добыче языков, сведений о глубине обороны противника, новом вооружении его войск, планах дислокации. Умелое и успешное сочетание стратегической, оперативной и тактической разведки дало советским военным разведчикам превосходство над врагом, приведшее к победе.
— В период холодной войны ГРУ было мощной организацией, все его звенья успешно решали задачи. В чем причина этого успеха и как начальнику ГРУ генералу армии Петру Ивашутину и разведчикам ГРУ тогда удалось создать самую мощную военную разведку в мире?
— Целый ряд причин. Петр Иванович Ивашутин был исключительной личностью, лидером который умел внушить офицерам и солдатам уважение, умел внушить гордость за ГРУ, построить хорошие отношения с Генштабом, министерством обороны, правительством и ЦК КПСС. Опыт контрразведчика СМЕРШ ему очень способствовал в этом. От офицера СМЕРШа требовались исключительные навыки и работа на пределе возможностей. Такими и воспитывал Петр Иванович своих офицеров ГРУ, чтобы они были готовы на отлично, как и положено на войне. Он умел подбирать себе окружение и успешных офицеров на руководящие посты. Большую роль сыграли офицеры-фронтовики, которые не могли допустить, чтобы разведка Генштаба была ослабленной, как накануне войны, когда мы оказались не готовы к нападению. Правительству была нужна сильная военная разведка в качестве инструмента воздействия на НАТО. Много фронтовиков было в центральном аппарате и в самой КПСС, и это способствовало усилению ГРУ. ГРУ ГШ ВС СССР было щитом, защищающим СССР не только от внешнего врага, но и щитом для союзников, своего рода головной организацией для военных разведок стран Варшавского договора.
— Когда Минобороны руководил Анатолий Сердюков, военную разведку реформировали и резко сократили. Как вы оцениваете эти реформы?
— В результате реформ было произведено значительное сокращение офицерского состава, расформированы некоторые подразделения радиоэлектронной разведки, и две бригады спецназа — 67-я Бердская, одна из самых лучших, и 12-я бригада в Асбесте. Реформы в целом носили негативный и ущербный характер для ГРУ. Герой РФ, генерал армии Валентин Владимирович Корабельников, хорошо зарекомендовавший себя во вторую чеченскую кампанию, во время конфликта в Северной Осетии 2008 года, был преждевременно уволен.
— Есть ли смысл сейчас вернуть все обратно и что нужно изменить в Вооруженных силах и в военной разведке?
— Радиоэлектронная разведка — это уши армии, поэтому ее следует усилить, а не сокращать. Бригада в Бердске находилась на дальневосточном направлении. Рядом военное училище спецназа. Бригада была одна из лучших. Все тактические приемы и техники отрабатывались во взаимодействии. Такую часть не сокращать надо, а поддерживать в повышенной боевой готовности.
— Политические противоречия РФ с блоком НАТО будут способствовать увеличению численности и усилению военной разведки, ведь Запад не скрывает военную направленность угроз?
— Вряд ли численность ГРУ возрастет. Угрозы Запада ограничатся словесными и военными демонстрациями и совместными учениями. Правительство РФ в сложившейся политической обстановке также вряд ли пойдет на увеличение численности ГРУ.
— Нестабильность в Сирии и Ираке, увеличение сил исламских повстанческих движений угрожает безопасности РФ? Следует ли России вмешаться в эти события, ведь Сирия является союзной для нас страной? Реальна ли угроза лидеров ИГИЛ по дестабилизации нашего государства?
— Угрозы существуют. Экстремисты используют ислам для политической дестабилизации ряда государств. Эти события не приведут к хорошему исходу. Они заявили, что будут атаковать Америку. Вместе с тем есть основания полагать, что американские и британские спецслужбы могут поддерживать исламских экстремистов, чтобы угрожать территориальной целостности РФ. Верхушка этих движений может находиться под влиянием агентов НАТО.
Что касается вмешательства России в эти события, то не должно быть прямого вмешательства. Поскольку в России живет много мусульман, прямое вмешательство может привести к нежелательным последствиям. Россия должна помогать не прямыми, не военными, скорее дипломатическими методами воздействия, возможно, экономическими. Россия заинтересована, чтобы режим Башара Асада выжил.
— Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил недавно журналистам: "Главарь этих бандитов — какой-то Багдади, один раз появился где-то с проповедью и после этого исчез, мои люди ищут его, но его нигде нет". Как вы считаете, они могут его найти и нейтрализовать? Военная разведка может помочь в этом?
— Я очень уважаю Рамзана Кадырова, который на политическом уровне поддерживает нашего президента Владимира Путина. Если он и его люди захотят найти этого человека, то они смогут это сделать и ему помогут с разрешения президента РФ. Обезопасить нашу страну необходимо со всех сторон.
— ЦРУ и ваши конкуренты из РУМО США и МИ-6 в последнее время довольно успешно превращают наших бывших союзников во врагов и дестабилизируют лояльные нам правительства и режимы. Может ли ГРУ эффективно этому противодействовать? На востоке они манипулируют лояльными нам мусульманами, а ведь когда-то у Советского Союза там были сильные позиции. Есть ли шанс их вернуть?
— Ранее в мусульманских странах были наши подразделения. В Египте, Сирии, в Алжире — военные советники, в Средней Азии стояли наши войска. ГРУ может пытаться противодействовать. Нюанс заключается в том, что военная разведка это институт, который работает в координации с политическими и экономическими институтами, и успешность ее взаимодействия зависит от эффективного взаимодействия и координации сверху, то есть от правительства. Шанс вернуть прежние позиции весьма мал из-за слабой и зависимой экономики России. Ведь при Советском Союзе экономика была сильной и независимой, и это позволяло эффективно поддерживать наши союзнические отношения.
— Вероятны ли военные действия между блоком НАТО и Россией, в частности из-за событий на Украине? И как ГРУ может воспрепятствовать скатыванию к войне?
— Нет, невозможны. Украина не является членом НАТО. Согласно закону, НАТО не принимает в члены страны с военными конфликтами. Украина не вступила еще в ЕС. Ее правительство и народ еще сами окончательно не разобрались, какой путь они хотят выбрать. ГРУ, как и другие российские спецслужбы, должно поддерживать русское население, а также друзей русского народа, использовать различные методы влияния, в том числе и дипломатического. И это будет препятствовать обострению противоречий. Чем сильнее Россия, чем лучше она защищает русскоязычное население, тем больше ее уважают.
— Насколько важную роль в украинском кризисе сыграла западная разведка, в том числе военная?
— Американская разведка сыграла ведущую роль по разжиганию политического и военного конфликта. Ее агенты проникли на чужую территорию и заняли все политические институты, разместили в спецслужбах агентов своего влияния, везде были поставлены их советники. Они способствовали поставкам вооружения на Украину. Организовали прибытие на территорию военных наемников.
— Может ли военная разведка помочь в установлении истинных причин катастрофы малайзийского лайнера над Донбассом летом этого года?
— Это не является функцией военной разведки, и военная разведка здесь никакого касательства не имеет, и не будет иметь. Этим делом занимается ФСБ и СВР, так как в этих структурах есть необходимые специалисты, это их прерогатива.
— Как вы думаете, западная разведка знает истинного виновника трагедии?
— Западная разведка и американцы прекрасно осведомлены во всех подробностях: кто сбил, зачем и почему, однако манипулирует информацией и этим несчастным случаем в своих интересах. Эту провокацию устроили, чтобы свалить на Россию и вынудить ее ввести войска на Украину официально, однако правительство РФ не поддалось на эту провокацию. США заинтересованы в прямом военном конфликте между Россией и Украиной.
— Япония продолжает делать жесткие заявления по территориальному вопросу в отношении России, мирный договор до сих пор не подписан. Насколько военная угроза со стороны Японии реальна?
— Никакой реальности нет, сдерживающую роль играет наша ядерная и военная мощь, наша обширная территория и российский народ, верный идеалам патриотизма. Вооруженные силы Японии на данный момент не способны осуществлять военные угрозы.
— Что вы можете пожелать военным разведчикам в связи с их профессиональным праздником?
— Здоровья каждому военному разведчику, успехов, продвижения по службе, умелого и результативного выполнения поставленных правительственных задач по защите интересов России от военных угроз любых стран.